Несколько мыслей о нашем футболе
ДЛЯ ТОГО, чтобы лечить болезнь, надо поставить правильный диагноз. О болезни судят по различным симптомам. Но лечить надо не симптомы, а организм.
За последнее время в многочисленных высказываниях в прессе довольно подробно перечисляются признаки болезни, которой страдает наш футбол. Но нередко эти симптомы рассматривают в отрыве одного от другого и «лечить» предлагают лишь один какой-либо недостаток.
После пятого чемпионата мира больше всего говорят о недостатках техники игры футболистов. «Стоит поднять технику наших игроков до бразильского уровня,— и все проблемы нашего футбола будут решены!» — такое мнение сложилось у многих наших специалистов под влиянием убедительной победы бразильцев.
Вряд ли найдется человек, который оспаривал бы необходимость резкого повышения технического мастерства наших футболистов. Но приходится снова и снова напоминать, что футбольной техники в изолированном состоянии не существует. Она настолько тесно связана со всеми другими элементами игры, что отделить ее от тактики, выносливости, быстроты, силы, моральных качеств игрока — невозможно. Поэтому улучшать технику изолированно от всего остального представляется нам неверным.
Повышение или снижение уровня одного из элементов футбола влияет на другие. Повышается, скажем, техническое умение — улучшается и тактика, вырастает относительный уровень физической подготовленности, ибо высокая техника экономит энергию игрока. Несовершенство тактики приводит к излишним, бесполезным, передвижениям и к таким энергетическим затратам, что никакая физическая подготовленность не сможет их возместить. А недостаток выносливости приводит к неточностям в выполнении технических приемов и, следовательно, срывает тактические планы.
Этой взаимосвязи нельзя не учитывать, намечая пути дальнейшего развития футбола в стране.
АТЛЕТИЧЕСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАДО СОХРАНИТЬ
Еще совсем недавно высокий темп игры и отличная выносливость наших футболистов давали им преимущество при встречах с зарубежными командами. Мы, тренеры, понимали, что зарубежные футболисты превосходили нас техниче-
ски, а иной раз и тактически, но утешались тем, что наш темп и быстрота сводили на нет техническое преимущество противника. Естественно, мы придавали исключительное значение физической подготовке, надеясь что она нас всегда выручит.
Повысить уровень физической подготовленности игрока легче, чем усовершенствовать его технику или тактику. Вот и получилось, что мы шли по линии наименьшего сопротивления, упоенные относительными успехами. Разве не по этой причине наши игроки продолжают уступать лучшим зарубежным футболистам во многих технических навыках?
Между тем многие зарубежные тренеры, правильно оценив лучшие стороны советской футбольной школы, довольно быстро наверстали отставание своих команд в атлетической подготовке.
Очевидным это стало после мирового чемпионата. Тогдашний тренер нашей сборной Г. Д. Качалин откровенно признал, что мы отстаем в технике и тактике, а по быстроте и выносливости ведущие команды мира нас догнали. Мы утратили наше преимущество, и соотношение сил резко изменилось не в нашу пользу. Перестав уступать нам в выносливости, силе и других атлетических качествах, соперники сумели полноценно проявить свое техническое и тактическое превосходство.
Но значит ли это, что теперь советским футболистам следует ослабить внимание к физической подготовке? Ни в коем случае. Наоборот, физическую подготовку надо усилить, но только не в ущерб технической и тактической подготовке.
Некоторые зарубежные команды увеличили объем физической подготовки футболистов (по словам их тренеров, чуть ли не в десять раз). Они стали применят^ интервальную тренировку с интенсивностью намного большей, чем игра в соревнованиях.
Мы должны ответить на это повышением интенсивности наших тренировок и вновь добиться превосходства в быстроте и выносливости. Основное внимание надо уделить выработке скоростной выносливости, умения быстро стартовать, резко и неожиданно останавливаться, развитию силы и ловкости. Нам нужны такие подготовительные упражнения, при которых будут достигаться не средние, а высокие результаты. Однако тенденция к слишком большому разнообразию упражнений по-моему не способствует решению задачи.
ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ ИЛИ ВСЕ ОБ ОДНОМ
Говоря о нашем техническом отставании, обычно упоминают, что бразильцы впитывают свою волшебную технику вместе с молоком матери. Но эта звонкая формула, будучи неправильно понятой, стала служить чуть ли не оправданием нашего отставания в технике. Что ж, дескать, делать, если у них мастерство врожденное!
На самом же деле образное выражение о «материнском молоке» означает только то, что для достижения мастерства требуются большие усилия в течение ряда лет.
В пример футболистам часто ставят цирковых жонглеров. Я интересовался работой жонглеров и наблюдал их тренировки. Вспоминается высказывание одного из блестящих представителей этого жанра: «Когда я не тренируюсь один день, это замечаю только я, когда не тренируюсь два дня, это замечают мои партнеры, а когда три дня — это видят уже зрители». По-видимому, решает не только количество и время, но и систематичность, непрерывность тренировки.
Сейчас наши футболисты стали уделять техническому совершенствованию побольше времени и сделали шаг вперед. Но важно еще тренироваться правильно и эффективно. Как? Этого мы пока не знаем. Наши научные работники почти не привлекаются к разработке этих вопросов, да и практика недостаточно обобщается и глубоко, как следовало бы He анализируется.
Присматриваясь к работе жонглеров, можно заметить одну особенность. Они отрабатывают в течение длительного периода, как правило, только одно, редко два упражнения, но делают это до тех пор, пока исполнение не становится безупречным. Наши же футболисты, как правило, в одном занятии тренируют три-пять и даже больше приемов техники, уделяя по 10—20 минут каждому. А так как тренеры стремятся к разнообразию урока, все время обновляют упражнения, то естественно, что игроки не добиваются совершенства в выполнении какого-либо приема.
Нельзя не затронуть еще один важный вопрос. Кому-кому, а нам, тренерам, хорошо известно, что не все футболисты обладают необходимыми качествами и навыками в одинаковой степени. У одних выделяются бег или рывок, у других — обводка или удар. Бывает и так, что футболист владеет одной ногой лучше, чем другой.
Обычно мы, тренеры, в таких случаях считаем своей задачей подтянуть слабую сторону, да и вообще стремимся к тому, чтобы игрок равноценно владел всем арсеналом технических приемов.
При такой системе работы, если игроки тренируются на совесть, можно повысить их общий технический уровень, но воспитать яркие таланты нельзя. Так не лучше ли сделать упор на совершенствование тех качеств, которые составляют наиболее сильную сторону игрока, разумеется не оставляя без внимания и слабые стороны.
Представим себе, что хороший рывок, которым обладает футболист, удалось в результате тренировки довести до отличного уровня. Тогда этот футболист станет уже опасным, ибо он будет опережать всех. Допустим, что работая со всей командой в таком же духе, мы отшлифовали наиболее сильные качества наших нападающих: один стал владеть блестящим ударом по воротам, другой выдающимся ударом головой, третий отличается быстротой бега, четвертый — обводкой и т. д. Тогда весь ансамбль окажется намного сильнее команды, игроки которой владеют всевозможными приемами, но каждым — на среднем уровне.
Одаренность отдельных игроков в беге, рывке или обводке надо развивать в первую очередь, настойчиво и непрерывно. И лишь во вторую очередь нужно позаботиться об освоении других приемов. Вспомним, что на чемпионате мира бразилец Гарринча обходил всех противников при помощи всего лишь одного, коронного, финта!
Изучение широкого набора технических приемов целесообразно в начальном периоде обучения. Но в дальнейшем нельзя совершенствовать бесконечное их количество, уделяя каждому по 10—15 минут в уроке. Так распыляются и силы и время! Следует отдать предпочтение одному приему, неустанно работать над ним, довести его исполнение до виртуозности и только после этого переходить к следующему. Лучше знать все об одном, нежели обо всем понемногу!
Вспомним наших «королей финта» Дементьева, Пайчадзе, Боброва, С. Ильина и других. Каждый из них, практически, владел одним, редко двумя финтами, но доведенными до совершенства. И как же тонко, с какими нюансами, с какой артистичностью эти финты исполнялись!
Такая высокая степень совершенства стала возможной быть может потому, что этим футболистам не навязывали изучение неимоверно большого количества финтов.
Далее. Обучая игроков, мы нередко стремились к тому, чтобы они выполняли прием так, как выполняем его мы сами или тот или иной большой мастер футбола. Мы догматически настаивали на каком-то совершенно определенном механизме движения, и невольно насаждали шаблон, глушили то своеобразие, какое игрок имел. Но вспомните манеру игры наших лучших центральных нападающих Федотова, Бескова, Пайчадзе, Пономарева, Боброва. Каждый из них выполнял тот или иной прием техники отлично, но по-своему, и совсем не так, как другие.
’
Как это ни парадоксально, однако блестящими футболистами становились обычно те, кто длительное время тренировался самостоятельно, без руководства тренеров. Каждый «долбил» то, что было ближе его душе, и добивался отличного выполнения. Боюсь, что если бы Пайчадзе попал в наши руки раньше, то «королем обводки» он не стал бы — мы бы ему запретили долго водить мяч.
Из сказанное вовсе не следует, что тренер не нужен. Нет, он необходим, но весь вопрос в том, как он будет руководить воспитанием игрока? Вот об этом и хотелось бы поговорить.
КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ ПРЕЖДЕ…
Мне кажется, что прежде, в довоенный период, тактика наших лучших футбольных команд была более совершенной, а футболисты обладали более зрелым тактическим мышлением. И вспомнилось мне время, когда многие команды не имели штатных тренеров, а потому всем игрокам волей-неволей приходилось самим думать над тем, как лучше сыграть. Игроки самостоятельно разбирали тактические комбинации, проявляя при этом творческую инициативу, и таким путем совершенствовали свое тактическое мышление. В результате возникали оригинальные тактические мысли, рождались незабываемые тактические ходы.
Но и в командах, имевших тренеров, в те годы существовала большая свобода тактических действий, подчиненных определенной идее, представлявшей творение всего коллектива во главе с тренером. Тактическая идея ведения игры исходила из особенностей, свойственных игрокам. Каждый из них старался изобрести что-то новое, задумываясь над тем, как добиться преимущества в той или иной ситуации, как перехитрить противника. И тактика была гибкой, разнообразной. Происходила борьба мыслей и идей, футбол развивался, наливался новыми силами.
Но… наступил период заблуждений, когда развитие футбола было до последней степени «зацентрализовано». Создавались единые планы, единые методические указания и установки, чуть ли не рецепты. Тренеры стали меньше думать, за них думали работники управления футбола. И неудивительно, что тренеры, в свою очередь, начали давать игрокам многочисленные установки, чтобы, не дай бог, не оставить ни одной возможной ситуации на поле без предварительного кабинетного разбора и указаний. «Вольности» не разрешались. А если кто-нибудь из игроков нарушал установку и не так играл, то вольнодумца привлекали к ответственности.
Был изобретен даже специальный термин «нарушение игровой дисциплины». Это значит, что игрок сыграл не по указке.
На большие матчи назначались специальные комиссии, в обязанность которых входила регистрация отклонений от установок. Когда игроки узнавали об этом, их бросало в жар. И тогда ими руководила единственная мысль: избежать ответственности! И вот, вместо того, чтобы думали и творили многие, стали творить или делали такую попытку одиночки. Даже тренеры и те принялись больше копировать друг друга, чем дерзать и искать. Отсюда — однообразие, шаблон в тактике. Болезнь распространилась и на массовый футбол. Молодые тренеры следовали за старшими коллегами, птенцы футбола подражали игрокам ведущих команд.
Пусть меня правильно поймут. Я не против, а за руководство футболом, но за такое руководство, которое опирается на массовое творчество и способствует проявлению творческой инициативы игроков.
Что делалось раньше? Ежегодно, примерно в марте, из Москвы отправлялись специалисты на весенние сборы команд классов «А» и «Б», чтобы проверить их работу. Какие замечания делались, например, тренерам наших грузинских команд, какие указания давались? Этого не знали ни республиканская футбольная секция, ни совет тренеров. Все держалось в секрете. А наш общественный актив мог бы оказать посильную помощь классным командам — хотя бы наблюдая за тем, как претворяются в жизнь замечания специалистов. Бывали, конечно, и случаи, когда общественные органы «привлекались». Один из них глубоко врезался в память: тбилисская команда «Динамо» неудачно сыграла на зарубежных стадионах, и тогда председатель республиканской футбольной секции и председатель совета тренеров получили взыскание от бывшего грузинского комитета физкультуры.
Мне вспоминаются высказывания зарубежных специалистов о нашем футболе. Французский спортивный обозреватель Габриэль Ано откровенно заявил, что советский футбол может стать лучшим в мире, если он перестанет быть «механическим» и станет «сознательным». Задумались ли мы над этим правильным заявлением? Мы твердили, что наш футбол ведущий, что зарубежные тренеры перенимают у нас его лучшие стороны. Но мы у наших соперников не учились. К счастью, 1958 год нам открыл глаза на многое.
Теперь некоторые наши команды перенимают бразильскую систему. Однако эту новинку нельзя насаждать механически и пользоваться ею, как универсальным оружием. Тактика не терпит однообразия, и мне кажется, что сами бразильцы применяли ее творчески лишь в тех играх (и даже в отдельные периоды игры), когда она могла дать наибольший эффект.
У нас стало обычным «натаскивать» игроков команды на тактику, более или менее успешно применяемую другими командами, но делалось это без учета индивидуальных способностей игроков. Увидели — понравилось! Команда победила? Давай «перенимать»! А ведь хорошо известно, что лучше всего строить игру, используя сильные стороны своих игроков. Тогда тактика по душе всем участникам коллектива, настроение в команде хорошее, слаженности действий больше. Создается своя эффективная тактика, и команда приобретает свое лицо, свой стиль, ясный и понятный каждому игроку.
Задача тренера в том, чтобы дать правильное направление энтузиазму игроков, помочь им разобраться, указать наилучшие средства устранения недостатков и дальнейшего совершенствования. Что, например, получилось бы в команде динамовцев Тбилиси, если бы Пайчадзе начали натаскивать на несвойственную ему таранную игру, распространенную в то время среди центральных нападающих? Да не получилось бы ничего хорошего. Просто советский футбол потерял бы такого высококлассного мастера обводки и финта, каким был в свое время Пайчадзе. И конечно, игра грузинской команды «Динамо» была бы тактически беднее, а успехи тбилисцев куда скромнее, чем повествует нам сейчас история футбольных чемпионатов нашей страны.
В тбилисском «Динамо» во времена Пайчадзе была особая тактика, отличавшаяся от «модной», но исходившая из особенностей игроков и их способностей. И хотя тактика эта была на плохом счету (у нее действительно имелись слабые стороны), она гораздо чаще приводила команду к успеху, чем к поражению.
В период догматического футбола мы перегибали палку и проявление индивидуальных усилий нередко считали недопустимым нарушением основ коллективной игры. Индивидуальный рывок и обводка мало изучались и почти не совершенствовались. Тактика из-за этого сильно обеднялась.
Из изложенного, мне кажется, ясно направление дальнейшей работы по тактике. Она должна опираться на творчество всего коллектива, на использование лучших физических качеств и технических навыков каждого футболиста команды.
В заключение хочется рассказать об одном случае. Много лет назад в портовом городе Николаеве была футбольная команда, где играл и я. Тренер наш не занимался мелкой опекой, не надоедал игрокам бесконечными советами, лишавшими нас самостоятельности в решении тактических задач. Но однажды, во время игры, он обратился к одному из наших футболистов со словами: «Севастопольский, играйте головой!». А этот Севастопольский, игравший головой лучше других, возмутившись, ответил: «А я что, не играю?» «Вы бьете головой, а надо играть головой»,— пояснил тренер.
Вот и хочется пожелать нашим тренерам, чтобы они научили футболистов тактической грамоте, умению разбираться в игровой обстановке, а самое важное — «игре головой», то есть рациональному тактическому мышлению.
А. ГАЛЬПЕРИН, заслуженный мастер спорта, заместитель председателя Грузинского совета тренеров по футболу
Тбилиси