БЫСТРОТА, СИЛА, ВЫНОСЛИВОСТЬ… НО В КАКОЙ ПРОПОРЦИИ?
Как добиться, чтобы футболист быстро приобретал высокую спортивную форму и сохранял ее на протяжении сезона? Это волнующий, старый, до сих пор неразрешенный вопрос. Вот почему в поисках новой, более совершенной, системы подготовки спортсменов к соревнованиям ежегодно проводятся многочисленные эксперименты.
Один из таких экспериментов провел сектор методики и техники спорта Ленинградского института физической культуры совместно с тренерами городской футбольной школы молодежи. Думается, что тема эксперимента и его результаты (пока еще скромные) не лишены интереса для товарищей, работающих с детскими и юношескими футбольными командами.
Футбол требует от игрока и силы, и быстроты, и выносливости.
Он и развивает эти качества. Тем не менее, занимаясь только специальной тренировкой и не используя упражнений из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, баскетбола и других видов спорта, вряд ли возможно подготовить хорошего полноценного футболиста.
Все это хорошо известно. Но каким видам упражнений, на силу ли, на быстроту ли или на выносливость отдать предпочтение? В какой пропорции их применять для достижения наилучших результатов? Такова, грубо говоря, тема нашего эксперимента.
Остановимся подробнее на условиях проведения эксперимента.
Для оценки физической подготовленности игроков мы проводили контрольные испытания: на быстроту (бег
100 метров), на силу (подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места) и на выносливость (бег 1500 метров). Таких контрольных проверок было три: в начале (май), в середине (июль) и в конце (октябрь) сезона.
Общая нагрузка в недельном цикле составляла четыре-пять тренировок и один-два матча: воскресенье — календарная или товарищеская игра, понедельник — отдых, вторник — общая физическая подготовка, среда — специальная тренировка, четверг — специальная тренировка или товарищеская игра, пятница — общая физическая подготовка, суббота — легкая специальная тренировка или отдых (если в воскресенье предстояла календарная игра).
Были созданы (на время занятий по общей физ
ической подготовке) три группы из футболистов, равных по возрасту и по уровню физического развития. Каждая группа на каждом занятии упражнялась на быстроту, силу и выносливость, но в различном соотношении. Основная часть каждого урока делилась по времени ровно пополам, и одна из половин целиком отводилась упражнениям, развивающим одно из упомянутых физических качеств. Другая же половина времени посвящалась упражнениям, развивающим два других качества (и на то и на другое затрачивалось одинаковое время — четверть основной части урока). Таким образом одна группа (11 чел.) преимущественно упражнялась в развитии быстроты, другая (14 чел.) — в развитии силы, третья (8 чел.) — в развитии выносливости.
Разминка была одинаковой и продолжалась 20 минут. Основная часть урока 90 минут, заключительная — 10 минут. Во всех группах сначала проводились упражнения на развитие быстроты, затем — силы, а потом — выносливости, но время на эти упражнения отводилось, как уже сказано, различное.
Интервалы отдыха между отдельными упражнениями были одинаковыми, но длительность упражнений увеличивалась за счет повторений.
Для развития быстроты применялись бег на месте в упоре, бег на месте, ускорения, бег с высокого и низкого старта, семенящий бег, эстафеты, прыжки в длину с разбега, бег по ступеням и другие. Упражнения выполнялись в предельно быстром темпе (каждое длилось от 4 до 8 секунд), последовательно, с переходом от легких к более трудным. Паузы (1—1,5 минуты) «заполнялись отвлекающими упражнениями на растягивание и расслабление мышц.
Из упражнений на развитие силы применялись: подтягивание, отжимание на руках, приседание на одной и двух ногах, тройной прыжок с места, ходьба гусиным шагом, перетягивание каната, наклоны с грузом, отжимание штанги и другие.
Выполнялись упражнения сериями, а с большим весом — с двух-трехкратным повторением. Интервалы отдыха (те же) заполнялись упражнениями на расслабление.
Упражнения на выносливость состояли из кроссов, спортивной ходьбы, длительного бега в умеренном темпе, повторного бега, бега с ведением мяча, баскетбола, плавания на дистанции от 200 метров. Нагрузка была умеренной, а интервалы отдыха (2—5 минут) заполнялись спокойной ходьбой и упражнениями на расслабление.
Промежуточные контрольные испытания в конце июля показали, что наилучших успехов добились игроки, тренировавшиеся преимущественно на развитие выносливости. Эти результаты еще раз подтверждают мнение о том, что в начальный период занятий тренировка на выносливость у футболистов оказывается более эффективной.
Средний результат бега на 100 метров во всех группах был невысоким, а у отдельных игроков он даже снизился. Это объясняется большой нагрузкой занимающихся, которые еще не «втянулись» в такой режим работы, что и сказалось, прежде всего, на проявлении ими скоростных качеств. Усталость была заметна и в играх: у игроков чувствовалась скованность движений, вялость, отсутствие резвости. Когда одна из команд выезжала на официальные игры в Харьков, тренер ее был серьезно озадачен. По его выражению, команду словно подменили. Многие футболисты сетовали на усталость, не желали тренироваться и даже играть, стремились увильнуть от упражнений на выносливость, ссылаясь на боли в ногах, плохое состояние и другие причины. Однако, по данным врачебного контроля, явлений перетренированности не наблюдалось.
Результаты бега на 1500 метров у всех 33 игроков, прошедших контрольные испытания, значительно улучшились. Видимо, большие нагрузки по общей физической подготовке и специальные тренировки по совершенствованию технических и тактических навыков игроков принесли пользу. Уровень физической подготовленности игроков молодежной футбольной школы, занимавшихся в наших учебных группах, повысился по всем показателям.
Прирост силовых показателей произошел во всех группах, а более всего — в группе выносливости.
Итоги промежуточных контрольных испытаний показали, что на первом этапе занятий комплексный вариант тренировки с преобладанием упражнений, направленных на развитие выносливости, имеет преимущества перед другими.
Во втором этапе эксперимента занимающиеся чувствовали себя во время игр значительно лучше, до конца выдерживали высокий темп (даже в товарищеских матчах с командами мастеров), были значительно активнее и резвее, не жаловались на усталость, а занятия по общей физической подготовке (при высокой нагрузке на выносливость) переносили гораздо легче, чем в начале сезона. Юноши привыкли к высоким нагрузкам, и это весьма положительно сказалось на их специальных тренировках и играх.
Через два месяца после промежуточных контрольных испытаний мы провели по тем же нормативам заключительные испытания. Они показали, что комплексная тренировка, направленная преимущественно на развитие быстроты, в конечном счете оказалась более эффективной.
Метеорологические условия (низкая температура, моросящий дождь, сырая дорожка) не благоприятствовали испытаниям, и тем не менее во всех группах результаты значительно выше исходных.
Качества быстроты, силы и выносливости улучшились у всех игроков.
Средний результат бега на 100 метров повысился во всех группах, но в группе быстроты он улучшился в большей степени, с 13,4 до 12,9 секунды. Результат в прыжках в длину в этой же группе улучшился на 16 см (с 228 до 244 см), в подтягивании — на 2,2 успешной попытки (с 6,1 до 8,3 раза). По результатам бега на 1500 метров группа быстроты оказалась на втором месте, улучшив время на 11 секунд (с 5 мин. 25 сек. до 5 мин. 14 сек). В итоге эта группа по эффективности занятий оказалась на первом месте.
Можно допустить, что в данном случае сказалось воздействие длительного применения упражнений определенной направленности (на быстроту). Влияние их проявляется не всегда сразу, а часто спустя некоторое время, когда в организме спортсмена устанавливаются определенные условно-рефлекторные связи и вырабатываются приспособительные реакции к нагрузкам различного характера.
Следует также иметь в виду, что применение в тренировке большего количества упражнений на развитие быстроты способствует (до определенного момента) совершенствованию этого качества. Когда же наступает некоторое утомление и спортсмен не способен уже совершать предельно быстрые движения, занятия невольно превращаются в тренировку на развитие скоростной выносливости. А это тоже полезно.
Одновременно с занятиями общей физической подготовкой наши футболисты продолжали специальные тренировки, выступали в календарных и товарищеских играх.
В содержание специальных тренировок входили совершенствование приемов техники игры (удары, остановка мяча, обводка) и шлифовка тактики. Эта тренировка также способствовала общему физическому развитию игроков.
Всесторонняя подготовка юношей, направленная на их общее физическое развитие и на освоение ими специальных (технических и тактических) навыков в футболе, себя оправдала. Футболисты стали более подвижными и выносливыми. 10 лучших игроков из числа воспитанников городской футбольной школы молодежи приняты в команду мастеров (в «Зенит» — 3, в «Шахтер» — 4, в «Буревестник» — 2, в «Трудовые резервы» — 1). Команда подростков выиграла кубок и первенство города по футболу, а команда юношей стала финалисткой розыгрыша кубка Ленинграда. Старшая группа учащихся участвовала в состязаниях не до конца сезона, так как ее основной состав был передан в команды мастеров.
Сейчас можно смело утверждать, что довольно интенсивные занятия общеразвивающими физическими упражнениями в основном периоде тренировки юных спортсменов не только не оказали отрицательного воздействия на специальную подготовку футболистов, а наоборот, способствовали повышению как общего уровня физической подготовки, так и класса игры юных футболистов.
По данным медицинского обследования, у занимающихся к концу сезона улучшились данные спирометрии, понизилась частота пульса и в покое и после перенесенной нагрузки, незначительно увеличились рост и вес. Травматических повреждений на занятиях по общей физической подготовке не было, в играх же количество травм снизилось.
Исходя из этого эксперимента, можно рекомендовать включать в недельный цикл тренировки юных футболистов (в основном периоде) одно занятие по общей физической подготовке, а в отдельных случаях даже и два. Наиболее эффективными будут занятия, направленные на преимущественное развитие быстроты. Поэтому первую половину времени основной части урока следует отводить упражнениям, развивающим быстроту, четверть времени — упражнениям, развивающим силу, последнюю четверть — упражнениям, развивающим выносливость.
С. КАЛЕДИН, кандидат педагогических наук
В. ФЕДОРОВ, В. КУСКОВ, заслуженные мастера спорта
Ленинград