Главная » Футбол в СССР 1955 » Почему в Узбекистане плохие футболисты

Почему в Узбекистане плохие футболисты

Почему в Узбекистане плохие футболисты

Недавно в Самарканде нам довелось наблюдать азартный поединок двух ребячьих футбольных команд. С шумом и гамом стайка черноглазых, грязных от пота и пыли мальчишек гоняла по переулку старенький, весь рябой от заплаток мяч. По всему было видно, что игра продолжается уже не первый час. Однако пыл неугомонных подростков не угасал. Они готовы были бить по мячу еще и еще…

Глядя на ребят, один из наших спутников с шутливой торжественностью сказал:

— Так много лет назад, на заре развития футбола, выглядели первые тренировки. Когда-то так начинали свою карьеру все знаменитые футболисты мира…

Мы посмеялись шутке. Но эти слова вспомнились, когда на самаркандском стадионе «Динамо» мы увидели тренировку хозяев поля, участвующих в розыгрыше первенства Узбекистана по первой группе.

Рослые игроки в полной спортивной форме, разбившись на две команды, с пылом, не уступавшим азарту уличных футболистов, до седьмого пота гоняли по зеленому ковру новенький красный мяч. Руководил этой «тренировкой» динамовской команды тренер Вартазаров.

Можно, конечно, сделать скидку на молодость и неопытность этого тренера, на отсутствие у него достаточной теоретической подготовки. Но характерно, что и в других местах — в Намангане, Бухаре, Карши и даже в Ташкенте — футболисты либо совсем не тренируются, либо их занятия сводятся к двусторонней игре. Ясно, что это никак не способствует росту спортивного мастерства футболистов, повышению класса игры команд.

Может быть, лучше тренируются те команды», которыми руководят довольно известные в республике тренеры’ — Казанцев («Спартак»), Арутюнов («Красное Знамя»), Дьяков («Торпедо»)? Нет, к сожалению, и там тренировки ограничиваются двусторонней игрой.

Возникает естественный вопрос — известно ли республиканской секции футбола, государственному тренеру, руководителям Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров Узбекской ССР состояние дел в командах?

В комитете нам сказали, что «всеми футбольными делами» занимается государственный тренер тов. Иванов.

— Да, это так, — подтвердил он, — футболом, кроме меня, никто не занимается. А секция — меньше всего…

Более года назад в Ташкенте вопрос о развитии футбола в республике обсуждался на расширенном совещании. В совещании участвовали 117 человек—руководители физкультурных организаций, тренеры, судьи, представители общественности. Выступавшие резко критиковали республиканскую секцию футбола за бездеятельность, вскрыли серьезные недостатки учебной и воспитательной работы с командами, говорили о плохом состоянии спортивных баз.

Затем по списку, предложенному тов. Ивановым, были избраны президиум республиканской секции (председатель тов. Берлин), президиум коллегии судей (председатель тов. Бак-лунов), тренерский совет (председатель тов. Федорченко) и дисциплинарная комиссия (председатель тов. Гримпас).

Правда, некоторые участники совещания выражали сомнение в том, что новые руководители секции обеспечат ее плодотворную деятельность. И, увы — скептики оказались правы.

Взять, к примеру, президиум секции. Возглавляющий его тов. Берлин’ перед этим два года был председателем ташкентской городской секции и до такой степени запустил там работу, что по решению актива его отстранили от руководства.

Изменилось ли что-нибудь в стиле работы тов. Берлина после прихода его в республиканскую секцию? Отнюдь нет.

Заседания президиума созываются от случая к случаю, плана работы нет, а принятые на редких заседаниях решения по важнейшим вопросам так и не претворяются в жизнь.

Уже много лет подряд руководит тренерским советом тов. Федорченко. Но совет ничего не делает для улучшения учебно-тренировочной работы в командах. Ни председатель, ни члены совета не оказывают тренерам методической помощи, не заглядывают на тренировки даже ведущих коллективов. А большинство тренеров, пользуясь полной бесконтрольностью, свело всю подготовку к игре в двое ворот.

Не проявляет активности и дисциплинарная комиссия. Весь летний сезон она ни разу не собиралась и, по существу, давно перестала бороться с грубостью игроков и другими нарушениями дисциплины на футбольном поле.

Так кто же все-таки занимается развитием футбола в Узбекистане? Может быть, действительно один лишь государственный тренер, тем более что при каждом удобном случае он сам старается это подчеркнуть. А может быть, никто.

Факты скорее подтверждают последнее.

В республиканский комитет неоднократно поступали сигналы о том, что футбол в Наманганской, Андижанской, Бухарской и Кашка-Дарьинской областях влачит жалкое существование. Соревнований там почти не бывает, а о серьезных тренировочных занятиях с футболистами и говорить не приходится. Казалось бы, тов. Иванову и руководителям республиканской секции футбола следовало в первую очередь побывать в этих областях и оказать помощь местным командам. Но они об этом и не подумали. Более того, еще в начале сезона по инициативе государственного тренера командам, участвующим в розыгрыше первенства Узбекистана по футболу, было запрещено играть в городских и областных соревнованиях. Тем самым были ограничены возможности повышения класса игры местных команд, которые и без того крайне редко выступают в состязаниях.

На все это равнодушно взирает республиканский комитет по физической культуре и спорту. За последние два года он ни разу не обсудил на своих заседаниях положение с развитием футбола в Узбекистане.

Футбол в республике фактически предан забвению. Немудрено, что за последние два года число игроков уменьшилось более чем на 2 тысячи. В командах крайне мало футболистов коренной национальности.

Несколько слов о так называемых ведущих командах. В состязаниях на первенство СССР по классу «Б» выступают футболисты ташкентского «Спартака». Команда потерпела 15 поражений и заняла в своей зоне 14-е место. Между тем спартаковцы — преимущественно молодые игроки, обладающие сравнительно неплохой техникой и достаточной физической подготовленностью.

Почему же спартаковцы часто проигрывают? Да потому, что в команде нет подлинной дружбы и спаянности, нет чувства ответственности, понимания того, что коллектив защищает спортивную честь республики. Выигрывает или проигрывает «Спартак» — никого это, в сущности, не волнует. Во внутреннюю жизнь команды не вмешивается ни комитет, ни республиканская секция, ни Узбекский совет общества «Спартак».

Что же говорить о других сильнейших командах республики? Они не в лучшем положении. Раньше, например, динамовцы Ташкента и Коканда успешно выступали в чемпионате Узбекистана. В нынешнем году они вообще не участвовали в республиканских соревнованиях. Мало заботятся о повышении мастерства своих футбольных команд и республиканские советы «Локомотива», «Буревестника», «Химика». Что касается сельских футболистов, играющих в командах «Урожай» и

«Пахтакор», то многие из них за все лето провели лишь по 2—3 игры. Ни о каком совершенствовании техники и тактики их игры не может быть и речи.

По существу беспризорен в республике юношеский и детский футбол. Футбольные отделения детских и молодежных спортивных школ работают плохо. Учащихся в них очень мало. Юношеская команда Ташкентской спортивной школы молодежи, например, два-три года назад была сильнейшей в республике. Но стоило игрокам перейти в команды взрослых, как отделение футбола в этой школе перестало существовать. Лишь с весны нынешнего года здесь возобновились занятия с небольшой группой подростков.

Министерство просвещения Узбекистана попрежнему считает ненужным культивировать футбол среди школьников. Руководители спортивных обществ явно недооценивают такую форму развития детского футбола, как организация состязаний дворовых и уличных команд. Правда, в 1954 году работники ташкентских стадионов «Пищевик», «Динамо» и «Спартак» по собственной инициативе провели такие состязания. Отобрав лучших игроков, они усилили свои клубные детские и юношеские коллективы. Однако этот хороший опыт тут же был забыт. В нынешнем году организованных соревнований подростков нигде не было. Почему-то перестали разыгрывать и Кубок Узбекистана среди юношеских команд.

Все эти факты говорят сами за себя. Комитет по физкультуре и спорту при Совете Министров Узбекской ССР должен, наконец, серьезно заняться развитием футбола в республике и решительно устранить помехи, тормозящие рост массовости и мастерства футбольных команд.

Это особенно важно сделать в связи с подготовкой к Спартакиаде народов СССР. Дело здесь не только в комплектовании сборной команды республики, которая, кстати сказать, все еще не создана. Самое главное — добиться резкого подъема учебно-тренировочной работы в футбольных секциях коллективов физической культуры.

Ташкент Г. СВИРИДОВ