Техника футболистов остается проблемой № 1
Какие бы волнующие события ни происходили в сезоне, единственным истинным мерилом футбольных ценностей остается чемпионат страны. Проводимый по самой справедливой формуле — «каждый встречается с каждым на своем и чужом поле»,— он определяет действительно сильнейшую команду, сводя до минимума возможные случайности. Чемпионат — основа нашего футбола. Он определяет и пути развития игры, и класс команд, и успех наших международных выступлений.
ВСЕМ СЕСТРАМ —ПО СЕРЬГАМ
Московское «Динамо», став в девятый раз чемпионом страны, установило тем самым еще один рекорд в истории нашего футбола. Чемпион добился преимущества по всем показателям, кроме одного (количества забитых мячей), и по существу еще до конца первого круга обеспечил себе окончательную победу.
В ряде матчей первой половины сезона новый чемпион показал бесспорно интересную содержательную игру, в которой заметеч был отход от укоренившегося в наших командах шаблона. В частности, умение менять ритм и схему игровых действий в зависимости от того, кто противник, принесло динамовцам успех в наиболее сложных для них встречах.
Как и в чемпионате 1958 года, защита столичных динамовцев оказалась сильнейшей. В первом круге команда пропустила только семь мячей. Это намлуч им образом характеризует защитные .-«мин команды, включающие Крижевского, Кесарева, Б. Кузнецова, Царева и Соколова. Яшин вновь подтвердил свое несомненное право именоваться вратарем номер один.
В атакующей линии основную роль играла талантливая молодежь в лице Короленкова и особенно Численко, а несколько позднее Коршунова, действиями которых руководил опытный дирижер Ю. Кузнецов. В играх первой половины сезона динамовцы атаковали мощно, изобретательно, используя хорошую техническую выучку, и доставляли немало удовольствия любителям футбола.
К сожалению, уровень игры динамовцев заметно снизился к концу чемпионата — по причинам, среди которых не последними были травмы ведущих игроков. Команде пришлось мобилизовать все волевые ресурсы для сохранения преимущества, особенно в критический момент столь памятной последней и решающей игры с «Локомотивом».
В отличие от многих предыдущих чемпионатов, основными соперниками динамовцев были на этот раз не спартаковцы, а железнодорожники. Они играли в этом году очень ровно. Ударная сила «Локомотива» — нападение, возглавляемое Бубукиным, футболистом исключительной выносливости и широкого игрового диапазона. Характерно, что без Бубукина трое нападающих «Локомотива» (Ворошилов, Соколов, Зайцев), выступая в олимпийской сборной, не сумели проявить своих обычных хороших игровых качеств. Впрочем, одному из них — Соколову надо отдать должное: это один из наиболее результативных игроков сезона.
Молодые, физически сильные нападающие «Локомотива» значительно облегчали и задачи обороны ворот команды, помогая защитным линиям в критические минуты. Защитники Рогов, Моргунов и Климачев отличались отменным трудолюбием и стойкостью, но, к сожалению, порой не брезговали и нарушением правил.
Третьим призером стало тбилисское «Динамо». Его успех несколько неожиданный: начало чемпионата не предвещало команде ничего, кроме печальных неудач прошлых лет. Но южане нашли себя. Подобрался состав, ровный во всех линиях. Молодежь, воспитанная в школе «Юного динамовца» (Месхи, Баркая, Мелашвили, Яманидзе, Котрикадзе, Чохели), возмужала, окрепла, набралась опыта. Подкрепленные мастерством ветеранов Гогоберидзе и Калоева, молодые игроки показали себя с лучшей стороны. Вторую половину чемпионата динамовцы Тбилиси провели темпераментно, демонстри-
руя высокий темп и хорошую технику. Тактика же команды не блистала новизной и была подсказана индивидуальными особенностями двух лучших ее нападающих: успешной игрой Калоева в воздухе и мастерством Месхи в финтах.
Тбилисцы во втором круге, забив 32 мяча, добились наилучших результатов — 17 очков из 22 возможных (в том числе 8 очков из 10 в играх против столичных команд).
Почетные места в первой пятерке заняли ростовские армейцы и столичные торпедовцы. Четвертое место для ростовчан — очень большой успех: два года назад команда еще не значилась даже в списках класса «Б». Яркая вспышка ростовского СКВО в начале чемпионата не была случайной. На финише команда не только не «сгорела», как предполагали некоторые знатоки, а, наоборот, сумела усилить наступательную мощь. Большая старательность отличала защитников и отнюдь не трафаретная тактика — нападающих. Длинные диагональные и продольные передачи, так редко встречающиеся теперь у наших команд, были основным козырем ростовчан. Хорошие скоростные качества пятерки нападения позволяли команде вести кинжальные атаки, большим мастером которых следует признать Мосалева. Успех ростовской команды был обусловлен и достаточным резервом, что для новичка в классе «А» является особой заслугой.
Неровно, со взлетами и падениями, провело чемпионат «Торпедо». Команду все время лихорадило. Она, несомненно, могла выступать лучше, тем более, что в ее рядах появилось много талантливой молодежи. Думается, что концентрация инициативы в руках одного В. Иванова связала творчество Сергеева, Денисова и других молодых футболистов, наложила отпечаток однообразия на. игру команды.
Мог ли сыграть лучше «Спартак»? Вероятно. Спартаковцы набрали 8 очков в первом круге, вдвое больше — во втором. Правильный анализ причин кризиса, в котором оказалась команда, позволил ей выити из глубокого прорыва. Причина же кризиса, на наш взгляд, одна: экс-чемпион, как никогда, плохо подготовился к сезону. Спартаковцы, потеряв свойственный им темп и ритм игры, а первых шести турах были просто беспомощными. Травматизм, характерный для плохо подготовленных футболистов, стал настоящим бедствием команды. Когда вернулась в строй «старая гвардия», «Спартак» в отдельных играх второго круга блеснул былой мощью и частично обрел утраченный престиж.
Еще более яркий пример утраты игровых качеств явила в этом сезоне команда ЦСК МО — прошлогодний призер. Между тем, в начале сезона казалось, что у команды все предпосылки к успеху — большой опыт, устойчивые высокие результаты в последних чемпионатах, широкий выбор игроков, и, наконец, один из опытнейших тренеров вернувшийся к армейцам Б. Аркадьев. Что же случилось, почему на протяжении всего чемпионата коллектив ЦСК МО так и не наладил игры? Дело в том, что коллектива-то, в сущности, не было: в каждой игре участвовали новые футболисты, новые звенья и даже целые линии, не всегда понимавшие друг друга. Команда потерпела небывалое для нее количество поражений (11) и впервые за последние двадцать лет закончила турнир на 9-м месте. Игра армейцев оставляла впечатление неподготовленности. Даже физические и волевые качества, всегда выгодно отличавшие команду, на сей раз не были зрметны.
Думаю, что постоянные изменения состава вызывались не только поисками лучшего сочетания. Скорее, имела место попытка тренера создать большой игровой ансамбль с неограниченной взаимозаменяемостью участников. В защитных линиях это в какой-то степени удалось, в целом же попытка оказалась безуспешной.
К неудачникам сезона относятся также киевское «Динамо» и «Зенит». Киевляне, из-за поездки в Африку запоздавшие на два месяца с подготовкой к сезону, долго не покидали последнего места. Прошлогоднего уровня они так и не достигли, хотя и остались верны себе, с блеском проведя во второй половине чемпионата встречи с московскими командами. Игра киевских нападающих без Комана и Фомина потеряла прежнюю свежесть и остроту. А заменившим ветеранов Бибе и Серебряникову нужно еще много работать, чтобы восполнить «пробелы» в линии нападения. Обнадеживающее впечатление оставил дебют девятнадцатилетнего В. Лобановского, имеющего данные стать заметной величиной в самой дефицитной у нас категории футболистов — центральных нападающих.
В отличие от киевлян, сумевших все же перебраться с последнего места на седьмое, «Зенит» опустился из верхней части таблицы в нижнюю. ^Затяжной спад в игре ленинградцев начался с седьмого тура. Внезапную потерю волевых и физических качеств футболистами «Зенита» следует, видимо, объяснить ослаблением тренировочного режима. Команда просе .а в.орэй круг чемпионата намного хуже, чем первый, хотя почти не претерпела изменений в составе.
Примерно на уровне прошлогоднего сезона игра и результаты команд «Молдова» (десятое место) и «Крылья Советов» (одиннадцатое место). Кишиневцы с ■ каждым годом теряют былую остроту атак и все хуже играют в защите («Молдова» пропустила наибольшее количество мячей). В коллективе немало футболистов «на возрасте», а молодежь вводят в основной состав с чрезмерной и неоправданной осторожностью.
Манера игры каждой команды складывается годами, и если она вдруг необоснованно меняется, такой эксперимент не проходит безнаказанно. Это испытали на себе куйбышевские «Крылья Советов». До последних лет умение волжан цепко обороняться и остро, хоть и не часто, атаковать, создавало команде популярность у зрителя и уважение у противника. Тренеры и футболисты знали, что шаблонной игрой «Крылышки» не возьмешь. И соперникам волжан приходилось искать что-то новое для победы. Но вот (неизвестно, по чьему почину) игру команды объявили якобы несвойственной советской школе футбола. В результате команда «Крылья Советов» отказалась от хорошо наигранной своей манеры и превратилась в рядовую, ничем не выделяющуюся, команду, обосновавшуюся в хвосте турнирной таблицы. Думается, что этот коллектив приносит советскому футболу меньше пользы, чем раньше, хотя бы потому, что задача взламывания защиты типа «бетон», частенько применяемой зарубежными командами, остается для наших футболистов пока еще далеко не решенной. Вспомним хотя бы матч нашей олимпийской сборной в Бухаресте, где румынские футболисты массированной обороной отстояли свои ворота.
Настойчивые, но мало обоснованные эксперименты бывшего тренера «Шахтера» В. Новикова, его шарахание от ветеранов к молодежи и обратно, плохо сказались на результатах донецких футболистов. Правда, во второй половине турнира • ошибки были исправлены, и команда улучшила игру, но поздно: «Шахтер» остался на последнем месте.
РАДОВАТЬСЯ ПОКА НЕЧЕМУ
Год назад в Швеции, а вернее, еще раньше — в пору отборочных игр к чемпионату мира,— наш футбол в лице сборной СССР перенес довольно трудные испытания. На страницах печати слравэд-ливый огонь критики был направлен против некоторых укоренившихся недостатков нашего футбола. И вот теперь позволительно спросить: пошли ли нашим командам впрок уроки последних лет?
Бесспорно, ряд игр чемпионата страны проведен мастерски. Московские динамовцы, как уже говорилось, показали в первом круге футбол высокого класса. Зрители любовались расчетливыми перемещениями игроков, точными и разнообразными передачами, замаскированным развитием атаки с внезапной вспышкой ее у ворот противника. Особенно запомнились изобретательные атаки чемпиона в играх против «Локомотива» и ЦСК МО в первом круге. Большое мастерство проявили тбилисские динамовцы в играх второго круга против «Спартака», ЦСК МО, «Локомотива» и особенно против своих столичных одноклубников. Отличную технику продемонстрировали спартаковцы в матче против ростовчан. Надо отметить и стабильную боевую форму футболистов аЛокомотива» и своеобразие игрового рисунка армейцев Ростова.
Да, наши команды умеют хорошо играть! И тем не менее (надо сказать правду), большинство игр чемпионата прошло на невысоком уровне. Вспомним хотя бы встречу маститых коллективов— «Спартака» и ЦСК МО. Какой огромный процент брака в передачах, как часто нарушались правила и сколько ненужной, ничем неоправданной, пустой беготни!
Таких игр в чемпионате было много, и все они оказались до удивления похожи одна на другую: плотная опека и обилие коротких, чаще всего поперечных, передач, в которых нельзя было обнаружить и следов тактического замысла (его попросту не было: атака велась по принципу «как получится»).
Каждая команда, если она относится к числу первоклассных, обязана иметь на вооружении солидный тактический репертуар и выбирать из него ту «пьесу», для которой есть подходящие исполнители и которая не понравится противнику. Это хорошо известно и тренерам и футболистам. Но из года в год все остается по-прежнему. >
Победа бразильцев в мировом чемпионате вознесла систему 14-4 + 2 + 4. Пытались и у нас ее испробовать. Чего добилась команда ЦСК МО, пытаясь «приклеить» эту систему к своим игрокам, известно. А ведь она, бразильская «новинка», в свое время, более десяти лет назад, успешно применялась московскими динамовцами, у которых для это-
го были два отличных центральных защитника Л. Соловьев и Семичастный, такой организатор атак, как Бесков, и такие острые фланговые нападающие, как Трофимов и С. Соловьев. Короче, у команды были те, кто мог вдохнуть жизнь в схему,— игроки, достаточно вооруженные технически и способные к игровому творчеству. А вот этой-то способности многим футболистам команд класса «А» нэ хватает.
Не умея сложными и разнообразными техническими средствами провести неожиданный для противника, а потому и наиболее опасный, тактический маневр, игроки обращаются к испытанному приему — игре короткими передачами, которых у нас в каждой встрече до одури много. Немудрено, что и наши оборонительные линии, отвыкнув от тактического разнообразия, испытывают трудности, встречаясь с непривычной манерой игры. Поэтому-то команда СКВО (Ростов), пока еще сохранившая свое игровое лицо, пользуясь в атаках неожиданными передачами своим быстрым нападающим, неизменно ставила в тяжелое положение всех противников.
Одна из причин тактического застоя состоит в боязни потерять очки. Каждая серьезная тактическая новинка сопряжена ведь с риском. На этот риск тренеры не идут, предпочитая старые «верные» методы, за которые при неудачах ругать будут меньше. А новое часто подвергается слишком поспешному осуждению. Критика футболу необходима, но она должна помогать ему идти вперед, а не топтаться на месте.
НЕЧЕСТНАЯ ИГРА И МАСТЕРСТВО
Отставание в техническом мастерстве остается первостепенной проблемой. Особенно это относится к молодым футболистам, недавно пришедшим в команды класса «А».
Попробуем сопоставить качество игры двух наших сборных. В матчах на Кубок Европы играла наша сильнейшая сборная, выступающая ряд лет почти в одном и том же составе. Олимпийская сборная состояла из игроков молодого поколения, значившихся под рубрикой «перспективных футболистов». Все кандидаты в эту команду (а их было более сорока) прешли проверку и получили хорошую оценку тренерского совета. Тем неожиданнее для нашей футбольной общественности оказался характер игры олимпийской сборной в первых же матчах с командами Болгарии и Румынии. Даже лучшие из молодых заметно уступали в техническом мастерстве и скорости обоим противникам. Правда, наши игроки имели преимущество в выносливости, но в трех играх из четырех ее оказалось недостаточно для победы.
Еще неожиданнее было непосредственное сравнение сил двух наших сборных команд. Олимпийцы проиграли ветеранам старой сборной, оказавшись ниже по всем показателям, особенно в индивидуальном мастерстве. Вывод один: молодые далеко еще не достигли уровня, уже пройденного футболистами старшего поколения.
Нашему футболу больше всего не хватает индивидуального мастерства. Именно в этом главная причина малой эффективности атак в сравнении с теми усилиями, которые затрачивают все игроки, а особенно — нападающие. Можно ли мириться, например, с тем, что атаку из глубины начинают не овладевшие мячом защитники, а, как правило, нападающие, отходя для этого на свою половину поля? Какой долгий и нелегкий путь проделывают они, расходуя на это энергию, столь необходимую для скоростных действий у ворот противника!
По-прежнему преобладают у нас однотипные удары по мячу при передаче его партнеру. Очень мало применяются резаные и крученые мячи, неожиданные для противника откидки мяча. Крайне редко увидишь хороший дриблинг и еще реже — искусный финт. На весь класс «А» оказался всего один футболист (тбилисец Месхи), смело использующий в каждой игре два-три разученных им финта. В попытках овладеть воротами главным оружием остается передача, даже тогда, когда на какой-то миг следовало бы о ней забыть, заменив ее индивидуальной игрой.
Футболисты класса «А» стали играть с мячом непринужденнее, свободнее. В этом смысле средний уровень технического мастерства стал несомненно выше. Но до виртуозного владения мячом, без которого немыслим настоящий красивый футбол, многим игрокам класса «А» еще очень далеко.
Плотная опека, применяемая не без успеха всеми нашими командами, создает, казалось бы, отличные предпосылки для развития индивидуального мастерства напэдающих, как основного оружия в единоборстве с защитниками. Но в наших командах, как ни странно, получилось обратное: индивидуальное мастерство стерлось. Почему?
Здесь уместно остановиться на одной «мелочи». На мой взгляд, она играет не последнюю роль и до известной степени объясняет, почему многие футболисты, даже обладая хорошей техникой, не всегда могут ее использовать.
Речь идет о так называемой «жесткой» игре. За этим деликатным названием скрывают нарушения защитниками правил, нарушения, зачастую переходящие в грубость. А может ли нападающий использовать свое искусство, если в момент обработки мяча подвергается атаке он сам, а не мяч?
Сколько труда тратит команда, чтобы подготовить и развить атаку! Но труд команды, плоды многих часов упорных тренировок, разрушаются в одно мгновение не высоким мастерством обороняющихся, а грубым нарушением правил игры. И кто же нарушитель? Обычно игрок, наименее грамотный в технике и тактике, ибо владей он и тем и другим, зачем бы ему понадобилось нарушать правила?
Случаи нечестной игры стали настолько многочисленными, что вызывают тревогу. Посмотрите, что происходило в ряде игр заключительной части чемпионата. Встреча «Локомотива» и команды СКВО (Ростов). Оба противника по турнирному положению претендовали на призовое место. И вот с первых же минут подвергается «обработке» наиболее опасный нападающий ростовчан — Мосалев. Защитник Рогов не видит мяча, да его и интересует не мяч, а Мосалев. В результате травмированный ростовчанин выбывает из борьбы, хотя и остается на поле. Дело сдэлано, нападение противника ослаблено. А то, что судья три-че;ырб раза оштрафовал «жестко» игравшего Рогова,— пустяки: для ворот это не опасно! Подобной же «обработке» подверг Мосалева игрок ЦСК МО Щербаков.
Играют «Динамо» (Москва) и СКВО (Ростов). На этот раз усердствуют ростовчане Коваленко и Бочаров, «обрабатывая» Шаповалова, Федосова, Коршунова, чьи проходы на штрафную площадь изрядно беспокоят защиту.
Примеров такого сорта «игры», к сожалению, много. Ею пользуются- Гек и Мещеряков («Зенит»), Левкин и Миргородский («Молдова»), Ерохин («Динамо»-Киев), Кирш («Крылья Советов») и другие.
А сколько в каждой игре случаев хватания противника за руки, футболку, трусы, случаев подножек и прочего «мусора», загрязняющего наш футбол? Откуда он, и одни ли футболисты повинны в его появлении?
Нарушения не стали бы обыденными фактами, если бы футбольные судьи строго придерживались правил игры. У нас не так давно считали судью плохим, если он судил строго по правилам. Его называли «формалистом», упрекали в том, что он де не дает играть. К сожалению, наши арбитры дрогнули под напором противников строгого судейства. Лишь недавно они распростились с ложным убеждением, будто нельзя назначать пенальти, если счет ничейный. Впрочем и сейчас судьи не часто и не очень охотно прибегают к этому наказанию, даже тогда, когда необходимость его очевидна.
Нечестная игра — бич нашего футбола. Нечестных игроков — с поля! Об этом говорят правила. Ими и нужно руководствоваться. И чем скорее это поймут судьи Демченко, Клаве, Калевисте, Одинцов, Шевцов, Бочаров и другие, чем скорее они расстанутся с вредным либерализмом, тем скорее советский футбол станет техничным и красивым.
В. ДУБИНИН, заслуженный мастер спорта