Умение видеть поле
Спортивные игры требуют от игрока ловкости, выносливости, быстроты.
Его двигательные навыки я умение (а они-то и лежат в основе спортивной техники) должны быть разнообразными. Они могут быть и простыми и очень сложными по координации, могут выполняться или очень быстро или, наоборот, относительно замедленно. В процессе любой спортивной игры интенсивность двигательной деятельности игрока все время меняется. Она зависит от того, как складывается игра, какую тактику применяет команда.
Все движения человека являются рефлекторными. Движения спортсмена в игре — сложные условные рефлексы, которые формируются в процессе спортивной тренировки. Не всякий человек может остановить стремительно летящий мяч и сильным ударом послать его в ворота. И уже совсем немногие могут сделать это правильно, точно, красиво. Для этого надо много и систематически тренироваться.
В спорте движения игрока возникают в ответ на раздражения, которые воспринимаются органами чувств и передаются в соответствующие отделы мозга. Так, например, спортсмен, видя летящий мяч, либо ловит его, либо останавливает, бьет по нему ногой, т. е. рефлекторно производит необходимое в данный момент движение. Сигналом к этому действию игрока может быть его слуховое восприятие: свисток судьи, слово, произнесенное другим спортсменом. Однако главными раздражителями в игре являются зрительные восприятия
Большинство движений игрока происходит в результате раздражения зрительного органа. Чем раньше возникнут соответствующие зрительные ощущения, чем они точнее, тем лучше игрок ориентируется на поле. На протяжении всей игры спортсмен должен видеть все поле или, по крайней мере, большую его часть. Сосредоточивая свое внимание на определенной группе игроков, он в то же время должен хорошо представлять обстановку игры в целом. Это тем более трудно, что каждое мгновение она изменяется.
Умение видеть поле и быстро ориентироваться в сложившихся условиях — одно из важнейших качеств игрока. Оно в большой степени зависит от функционального состояния органа зрения.
Пространство, которое видит неподвижный глаз, называется полем зрения.
Рассматривая различные предметы, глаз передвигается в своей орбите. Пространство, которое видит движущийся глаз, называется полем взора. Величина последнего зависит, главным образом, ст величины поля зрения.
Определением величины поля зрения у спортсменов занимались многие исследователи. Они обнаружили, что у футболистов, баскетболистов, волейболистов, теннисистов поле зрения больше, чем у гимнастов, легкоатлетов, пловцов. Чем же это объясняется?
Воспринимающими органами глаза являются особые клетки, расположенные на его внутренней оболочке, называемой сетчаткой. Спортивные игры, где быстрая ориентировка в пространстве имеет решающее значение для успеха, предъявляют к периферическим клеткам сетчатки глаза спортсмена повышенные требования. Это увеличивает их возбудимость, а следовательно, и поле зрения.
Наблюдения за изменением величины поля зрения футболистов-юношей, проводимые на протяжении двух лет, показали значительное его расширение в результате систематической тренировки.
Исследования поля зрения игроков до и после их участия в спортивной игре также свидетельствуют об увеличении этого показателя. В большей степени это происходило у баскетболистов. Так, например, увеличение поля зрения после тренировочных игр наблюдалось у 97 баскетболистов из 100. Наибольшие изменения поля зрения происходили после тренировочных занятий, насыщенных разнообразными упражнениями с мячом. Повторные исследования подтвердили закономерность увеличения поля зрения после игры в баскетбол.
Увеличение в результате игры поля зрения обусловлено, главным образом, повышением возбудимости периферических элементов сетчатки и соответствующих мозговых корковых клеток. Возбудимость этих клеток остается повышенной в течение некоторого времени и после окончания игры. Систематическое же повышение их возбудимости во время тренировочных игр и состязаний ведет к увеличению поля зрения и в состоянии покоя.
В свое время ленинградский тренер К. И. Лемешев стремился выяснить причины недостатков техники и тактики отдельных футболистов. Проведенные им исследования показали, что неумение ориентироваться на поле, плохое выполнение передач, неточные удары по мячу часто связаны с нарушением функций органов чувств. Так, например, при слишком большой возбудимости вестибулярного аппарата (так называются образования во внутреннем ухе, регулирующие равновесие тела) резкая остановка в беге или крутые повороты корпуса и головы значительно нарушают правильность движений.
Исследования К. И. Лемешева показали также, что неумение игрока ориентироваться на поле («игрок не видит поля») в большинстве случаев вызывается сужением поля зрения. У игроков же, обладающих совершенной техникой и тактикой, поле зрения, как правило, увеличено.
В качестве примеров на рис. 1 и 2 мы приводим поля зрения двух футболистов.
На рисунке 1 схематически представлено поле зрения футболиста, хорошо владеющего техникой и тактикой игры. Поле зрения у него равномерно увеличено по всем направлениям.
На рисунке 2 изображено поле зрения футболиста, тренирующегося в течение ряда лет, но не достигшего значительных спортивных успехов. Поле зрения у него значительно меньше.
Таких примеров можно привести много.
Основываясь на этих данных, некоторые тренеры предполагали даже руководствоваться величиной поля зрения спортсмена при наборе в футбольные школы и команды. Но вряд ли это правильно. Оценку физических данных спортсменов следует производить по совокупности многих показателей функционального состояния их организма. Отставание какого-либо из этих показателей не может быть решающим, так как правильно организованная тренировка способствует развитию отстающих пока функций.
Как уже говорилось, умение видеть игровое поле в большой степени зависит от величины поля зрения. Но нельзя это сложное качество спортсмена обусловливать лишь одной физиологической функцией. Немаловажное значение для умения видеть поле имеют также острота зрения и функциональное состояние глазодвигательного аппарата. При нарушении преломляющей способности глаза, например при сильной близорукости, умение видеть поле резко снижается.
Зрительные восприятия, широта видимого пространства связаны с движениями глазного яблока. Оно снабжено тремя парами мышц. Сокращаясь, эти мышцы производят сложные, разнообразные движения глаза.
Равномерное развитие глазодвигательных мышц создает наиболее благоприятные условия для их деятельности. При этом даже длительная и напряженная работа не очень утомляет глаза. Однако примерно у половины здоровых людей глазодвигательные мышцы развиты неравномерно. Такое состояние называется скрытым косоглазием. Выявить его можно только при помощи специального исследования. Скрытое косоглазие резко снижает работоспособность глазных мышц. Они быстро утомляются. При утомлении мышц глаза нарушаются его движения, а следовательно, снижается и умение видеть поле.
Многочисленными исследованиями установлено, что у игроков высокого класса почти не встречается резко выраженного скрытого косоглазия. Занятия спортивными играми совершенствуют глазодвигательный аппарат. Длительные наблюдения за систематически тренирующимися игроками показали, что функциональное состояние их глазодвигательного аппарата постепенно улучшается.
Из всех спортивных игр наибольшее влияние на развитие мышц глаза оказывает теннис. Малый размер мяча и чрезвычайно быстрое его перемещение по площадке предъявляют особые требования к двигательному аппарату глаза теннисиста. А чем выше требования к тому или иному органу, тем совершеннее становятся его функции.
Игрокам нужно развивать и совершенствовать свое умение видеть поле. Тренировка в том или ином виде спортивных игр уже сама по себе способствует развитию поля зрения и глазодвигательного аппарата. Но этого не всегда достаточно. Целесообразно применять в процессе тренировки специальные упражнения, развивающие зрительный аппарат игрока. Прекрасными средствами для развития поля зрения у игроков во всех видах спортивных игр являются баскетбол, теннис и все подготовительные к ним упражнения с мячом, значительно усиливающие степень воздействия этих игр на величину поля зрения.
Задача тренеров — научить игрока умению видеть поле, быстро ориентироваться в игре. Надо помнить, что без этих навыков спортсмен никогда не сможет достичь высот мастерства.
В. ВАСИЛЬЕВА, кандидат медицинских наук