К итогам первого круга чемпионата СССР по футболу
За результативное нападение!
Футбольный сезон в разгаре. Команды класса «А», закончив первый круг розыгрыша первенства СССР, вступили в решающую фазу борьбы за знамя чемпиона страны. С середины июля начнутся игры второго круга и команд класса «Б». Проведены международные встречи с футболистами Дании, ГДР, Болгарии, Турции, Швеции, Эфиопии, Бразилии.
Что же примечательного выявилось в прошедших матчах?
Отрадно, что в основных составах команд класса «А» появились новые игроки. Это А. Мамыкин, В. Кесарев и Д. Шаповалов («Динамо», Москва), В. Ожередов (ЦДСА), Ю. Фалин («Торпедо»), И. Черников, Ю. Шишаев и Г. Апухтин («Локомотив»), В. Каневский и В. Соболев («Динамо», Киев), В. Алябьев («Шахтер»), В. Царицын и В. Мещеряков («Зенит»), Л. Шишков, Ю. Трофимов, В. Чеповский и В. Бе-лилов («Трудовые резервы»).
Молодые футболисты влились и в дублирующие составы команд класса «А» и в команды класса «Б».
Порадовали любителей футбола многие выступления спортсменов «Спартака», «Торпедо» и кишиневского «Буревестника», молодой команды, впервые выступающей в классе «А». Налицо некоторый рост технического мастерства футболистов. Однако игры большинства команд в первом круге чемпионата и некоторые международные встречи все же прошли на невысоком спортивном уровне. Даже лидер розыгрыша первенства команда «Спартак» допускала срывы в отдельных матчах (с «Торпедо» и «Трудовыми резервами»). Тоже самое можно сказать о командах «Торпедо» и «Буревестник», которые в первом круге набрали равное со «Спартаком» количество очков. Значительно снизили класс игры чемпионы страны московские динамовцы и прошлогодние призеры — футболисты ЦДСА.
В чем же причина столь неудовлетворительной игры команд во многих матчах? Почему ведущие команды страны часто играют неровно, со срывами, без спортивного огонька?
Отвечая на эти вопросы, можно было бы сослаться на то, что весна в нынешнем году пришла с большим запозданием. Тренировки команд в подготовительном периоде и первые выступления проходили в неблагоприятных климатических условиях, на плохо подготовленных футбольных полях.
Но это не главное. Одна из основных причин срывов и неудовлетворительных выступлений команд в отдельных матчах в начале сезона — нарушение тренировочного режима, забвение тренерами принципа постепенности. В весенний период большинство команд, как правило, уменьшает объем тренировочной работы, снижает нагрузки. А это приводит не к нарастанию, а к снижению тренированности футболистов. Время, которое можно бы и нужно использовать для повышения спортивной формы футболистов, теряется. И как результат этого — игроки и команды дают сбои, качество игры падает.
Во многом здесь повинны тренеры. Однако нельзя оправдывать и тех руководителей спортивных организаций, которые не создают нормальных условий для учебного процесса в своих командах. А ведь следовало бы по всем законам гостеприимства заботиться и о создании хорошей обстановки для тренировок приезжающих на очередные встречи соперников.
Резко бросались в глаза частые изменения основных составов команд. Так, в первом круге за московское «Динамо» играли 19 футболистов, за ЦДСА —18, за «Локомотив» — 15, за киевское «Динамо»—18. Остальные команды класса «А» вводили в игру от 14 до 17 человек. Основные изменения происходили в линиях нападения, где за первую половину чемпионата в отдельных коллективах («Динамо» Москвы и Кие ЦДСА, «Локомотив», «Торпедо», «Шахтер») выступало 8 до 11 человек.
На месте центрального нападающего в московском и киевском «Динамо», в «Шахтере» и «Трудовых резервах» за тот же период выступало от 4 до 6 футболистов. Железнодорожники Москвы, подбирая кандидата на роль правого крайнего нападающего, пробовали В. Разумовского, А. Филяева, В. Тетеркина и Г. Апухтина. Вряд ли такие длительные поиски состава нападающих (в процессе проведения календарных игр) могут благоприятно отражаться на классе игры команды. Трудно, почти невозможно привить футболист; «чувство локтя» при таких затяжных экспериментах с сост вами команд. Стремление тренера найти лучший вариант состава не может служить оправданием в этих случаях. Твердь состав команды надо определять еще до первой календари; игры, а если и изменять его, то, главным образом, по тактическим соображениям, как это практиковали в отдельных игр; торпедовцы Москвы.
Прямым следствием плохой игры нападающих было значительное снижение результативности некоторых коман, Динамовцы Москвы, например, в первом круге розыгрыш забили в ворота своих противников всего 15 мячей (в 1955 г.-27), причем на долю 11 выступавших в матчах нападающих приходится только 13 мячей. А такие игроки линии нападения как В. Рыжкин, Г. Федосов, В. Федоров, В. Арбутов, Ю. Ковалев, Г. Граматикопуло, В. Фомин, В. Сапронов, И. Бабошко, Ф. Марютин, В. Царицын, К. Гагнидзе, 3. Калеев, А. Тенягин, В. Скулкин, Г. Неверов, И. Михин за 8—11 игр забили в ворота соперников в лучшем случае по одному мячу, да и то такая маленькая удача сопутствовала далеко н каждому из названных футболистов.
Слабость игры нападающих вызывается не только тем что их техника недостаточно совершенна, но и многим другим — несыгранностью составов команд, негибкостью тактики пробелами в методах тренировок.
Каждой команде присущ свой рисунок игры, прочно установившиеся тактические принципы ведения атак (широким фронтом, на флангах, со сменой мест в линии нападения и т. д.). Следует ли в ходе матчей отклоняться от принятой системы игры? Безусловно, да! Основанием для этого могут служить особенности игры противника, значение матча, изменение состава команды, состояние футбольного поля, климатические условия состязания. Однако переходить на другую систему игры следует лишь в силу безусловной необходимости, не нарушая при этом установившихся в команде тактических принципов. Применение нового тактического варианта (без изменения системы игры) внесет в действия команды элементы неожиданности и внезапности, будет способствовать успешным выступлениям команды в чемпионате страны.
Причины слабой игры нападающих в командах столичного «Динамо», ЦДСА и «Трудовых резервов» заключаются не только в том, что менялся состав линий нападения. Дело и в том, что в этих командах нарушались основные принципы ведения игры, система игры, изменялся в ходе матча, и довольно часто, основной тактический план. Нападающие этих команд подчас нецелесообразно маневрировали по фронту, злоупотребляли передачами мяча в ноги партнеру. Всем этим они значительно снижали темп атак.
Общеизвестно большое значение темпа игры в матчах футболистов. Когда команда ведет игру в высоком темпе (а этого в состоянии добиться любая наша классная команда), то матч, как правило, становится содержательным, красивым
и трудным для противника. В создающейся высоким темпом обстановке противник лишается самого главного фактора в игре — времени. У него уже не остается возможности решать сложные игровые задачи, реагировать на сигналы, согласовывать действия своих игроков. Навязанная соперникам темповая игра приводит к тому, что противник излишне перенапрягает свои силы, чаще ошибается и в конечном итоге… проигрывает
Падение темпа в матчах чемпионата — явление не случайное. За последнее время у многих нападающих создалась вредная привычка «открываться» навстречу партнеру, владеющему мячом, хотя целесообразнее было бы выбегать вперед на свободное место, за спину противодействующего защитника. Что выигрывает нападающий, если открывается в сторону своих ворот? Ничего или почти ничего. Продвижения вперед не получается. Команда искусственно снижает темп и сама себе ухудшает условия дальнейшего развития атаки. Такой тактический вариант («открывание» назад и получение мяча в ноги) можно применять, но только в исключительных случаях, не превращая его в систему. Левый крайний нападающий московских динамовцев В. Рыжкин в первых матчах частенько злоупотреблял такой игрой. В дальнейшем, резко изменив тактический рисунок игры, он стал активным нападающим и многократно прорывал оборону противника на фланге. Досадно, что примеру Рыжкина не следуют такие быстрые игроки, как В. Арбутов, В. Шабров, Б. Татушин и другие. А ведь для них пространство в игре имеет первостепенное значение.
Передача со средних дистанций на свободное место должна стать основной передачей, так как она позволяет команде без снижения темпа игры положительно решать многие тактические задачи (преодолевать пространство, изменять направление атаки, осуществлять комбинации и т. д.). Гораздо чаще следует пользоваться и длинными передачами за счет сокращения количества коротких передач мяча в ноги партнеру.
В матчах чемпионата нередко приходилось наблюдать сравнительно медленное прохождение игроком с мячом средней части поля. Происходит это потому, что футболисты злоупотребляют короткими и поперечными передачами мяча в ноги партнеру, обводками игроков противника, ведением мяча на середине поля. Именно это и вызывает такие нежелательные явления, как замедленное продвижение нападающих к воротам противника (а подчас и прекращение их движения вперед), скученность игроков на штрафной площади или вблизи нее, ухудшение условий для взятия ворот и, конечно, снижение темпа игры.
Почему в наших командах практикуется «мелкая» игра, передачи мяча в ноги, медленное продвижение на середине поля? Почему так неуверенны действия нападающих перед воротами?
Причины, в первую очередь, кроются в методах тренировки. В самом деле, в наших командах широко применяется тренировка футболистов в так называемых квадратах. Нет сомнения, что в таких упражнениях игроки (особенно защитники и полузащитники) приобретают ценные навыки и качества. Но есть и отрицательные стороны подобных тренировок. «Квадраты» чаще всего применяются небольших размеров, а количество одновременно занимающихся достигает иногда 10 человек. Отсюда — скученность игроков, отсутствие пространства для выхода на свободное место, невозможность рывков на 10—20 метров.
Неменьший вред приносит нападающим и несоразмерное увлечение двусторонней игрой поперек поля с уменьшенными воротами. Игроки в этом случае привыкают к коротким передачам мяча в ноги партнеру, излишне долго удерживают у себя мяч. Пренебрегать такими тренировками, конечно, нельзя, но и пользоваться ими надо в меру, целенаправленно.
Маневренность игроков (с обменом местами) в этом сезоне увеличилась. Однако в ряде команд такие маневры предпринимаются чаще всего по фронту, обмен местами происходит беспорядочно. А это влечет за собой нарушение тактических связей в звеньях, скученность игроков на отдельных участках поля и как следствие… снижение темпа игры.
Упорядочить маневренность команд и обмен местами игроков, маневрировать целенаправленно, и больше в глубину, а не поперек поля, — важная тактическая задача, которую надо еще решить тренерам и игрокам. Успешное разрешение этой задачи придаст атакам более острый характер.
Очень часто мяч выходит из игры (за пределы поля или на поле в моменты, когда игра приостановлена судьей). При введении мяча в игру (с удара или вбрасыванием) команда, предварительно перегруппировавшись, может создать выгодную для себя игровую ситуацию — провести заранее разученную комбинацию и добиться положительного результата. На деле бывает наоборот. Многие игроки не могут еще быстро принять тактически правильное решение в новой игровой обстановке. Применение так называемых стандартных комбинаций — редкое явление в играх наших ведущих команд. Исключение представляет, пожалуй, лишь команда киевского «Динамо».
Волнует и еще один важный вопрос. Почему не повышается результативность нападающих? Объясняется ли это улучшением тактики игры оборонительных линий или другими причинами? Можно смело сказать, что тактика игры защиты в наших командах не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют результаты международных встреч с сильными европейскими командами. Зарубежные игроки лишь в единичных матчах смогли забить в ворота советских команд достаточное для выигрыша количество мячей.
Правда, и в оборонных действиях у нас намечается нехорошая тенденция — играть в защите без четкой страховки. Это относится к московским футболистам «Динамо», ЦДСА и даже «Спартака». В целом же защитники действуют правильно, умеют вести эффективную оборону только необходимыми силами, оставляя для возможной атаки достаточное число партнеров по команде.
Значит, все дело в нападающих. Когда же они повысят свою результативность, то, естественно, придется вносить поправки и в тактику обороны, улучшать игру защитных линий. А пока результативность многих нападающих (кроме, пожалуй, «Спартака») недостаточна. Причину, вероятно, надо искать в трех направлениях — в технике и тактике игры и в методах тренировки нападающих.
Об основных тактических недостатках игры нападающих говорилось выше. Сейчас несколько слов следует сказать лишь о тактике крайних нападающих. Их результативность особенно низка. Из 202 мячей, забитых в ворота команд класса «А» в первом круге, только 62 падают на долю крайних нападающих. Причем 22 мяча забили пять крайних нападающих (В. Вацкевич, Б. Татушин, Б. Хасая, В. Агапов и В. Емышев). Остальные же 19 все вместе провели в ворота только 40 мячей. Немного!
Почему же все-таки так слаба результативность крайних нападающих? Дело, видимо, в том, что они, увлекаясь обслуживанием партнеров, сами редко идут на ворота и не замыкают фланг при ударе с противоположного края.
Не все благополучно и с техникой игры нападающих. Большинство из них еще слабо владеет приемами игры головой. Из-за этого значительно снижаются возможности команд в завершающей стадии атаки и в организации наступления из глубины обороны.
Неуверенные действия нападающих в штрафной площади или вблизи нее, боязнь взять на себя обстрел ворот, объясняются, в первую очередь, неверием атакующего в свой удар, в его точность и силу, а может быть, и просто неумением игрока осуществить прицельный удар. Нередко нападающие умудряются с двух-пяти метров не забить мяча в пустые ворота (В. Соколов в матче «Локомотива» с ЦДСА, А. Мамыкин во встрече московских динамовцев с их киевскими одноклубниками).
Низкая результативность нападающих объясняется и недостаточной тренированностью в ударах по воротам. Тренировке в ударах по воротам на занятиях отводится очень мало времени. Игроки, как правило, обстреливают ворота лишь с излюбленной дистанции (14—18 м) под одним и тем же углом. Крайние нападающие не пытаются бить по воротам под острым углом. Так, в одной из тренировок московского «Динамо» каждый нападающий за 50 минут произвел всего от 40 до 80 ударов по воротам. Разве это достаточно для выработки точности удара? Конечно, нет! Здесь большое упущение тренеров. Да и футболисты в индивидуальной подготовке не уделяют этому должного внимания и времени. Тренировкой же в ударах по уменьшенным воротам при двусторонней игре поперек поля вряд ли можно повысить результативность нападающих.
Спортивная общественность вправе требовать от наших футболистов улучшения прыгучести (всерьез выработкой этого качества в командах никто не занимается), умения играть головой, разнообразия ударов по воротам (с разных дистанций, под разными углами, в обстановке, приближенной к игровой), обогащения тактики игры нападающих. Все это будет способствовать повышению результативности нападающих и общего уровня класса игры наших команд.
Г. КАЧАЛИН, заслуженный мастер спорта