Главная » теория и методика футбола » ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

советский футбол:

Высокое техническое мастерство футболистов — одно из главных и решающих условий непрерывного роста класса игры. Ограниченность техники тормозит тактическое мышление футболиста, обедняет тактику игры и часто вызывает напрасную затрату физической энергии и волевых усилий игроков и команд в целом.

Чтобы в совершенстве овладеть многообразными техническими приемами игры, футболист должен длительно, систематически и упорно тренироваться. Изучение и усвоение приемов техники — наиболее трудоемкий процесс в подготовке футболиста. На техническую подготовку игрока требуется гораздо больше времени, чем на развитие его физических качеств или тактических навыков.

Уже давно ясна необходимость увеличить и время, отводимое на разучивание отдельных элементов техники, и число тренировок, специально посвященных технике игры. К сожалению, нужные формы перестройки учебно-спортивной работы не были своевременно найдены не только в командах коллективов физической культуры, но даже в командах мастеров. Некоторые действенные технические приемы не разучивались. Жонглирование мячом, например, — хорошее средство, способствующее подготовке высокотехничных футболистов. Однако его только недавно (два года назад) стали включать в тренировки команд мастеров.

Многочисленные технические ошибки игроков во время соревнований объясняются тем, что навыки выполнения технических приемов у них не закреплены, не доведены до автоматика. Умение выпочнять тот или иной прием техники нужно приобретать еще с начальных этапов обучения.

В команды мастеров нередко включают молодых футболистов, проявивших определенные способности: физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту. Но при этом мирятся с тем, что их техническая подготовленность совершенно недостаточна. Тренерам команд мастеров приходится не только обучать, но и переучивать таких футболистов. Последнее гораздо сложнее и требует больше времени.

Обучить мальчика или юношу правильно выполнять технические приемы гораздо легче, чем взрослого футболиста. Поэтому в учебно-тренировочных занятиях футбольных секций коллективов физической культуры нужно максимум времени посвящать усвоению и совершенствованию элементов техники. Особенно это необходимо делать в детских и юношеских командах. Если команда коллектива физической культуры тренируется 3 раза в неделю, то две тренировки нужно посвятить, в основном, технике, а раз в неделю заниматься тактикой или специальной физической подготовкой.

Тренировки футбольных команд целесообразно строить как тематические занятия.

Практикующиеся сейчас учебно-тренировочные занятия, в которых преобладают комплексные уроки, не дают возможности футболисту закрепить нужные ему навыки. В комплексном уроке часто решается одновременно слишком много задач. Каждому элементу в занятин отводится явно недостаточное для успешного усвоения время.

Уже в подготовительной части комплексного урока футболисту приходится подчас переносить. значительную физическую нагрузку. Поэтому учебный материал основной части урока усваивается хуже. Футболист медленнее и менее прочно овладевает техникой игры.

Тематические занятия, на которых каждый раз решается один, главный, вопрос, позволяют многократно повторять изучаемые приемы техники. Занимающиеся могут лучше усвоить эти приемы, а тренер — подметить и исправить ошибки игроков, более детально показать и объяснить разучиваемые упражнения и приемы.

Многократно повторяя в течение продолжительного времени те или иные технические приемы или физические упражнения, футболист может глубже осмыслить нужное движение или прием и лучше закрепить приобретаемый навык.
Организуя занятия по тематическому плану, тренер не должен разбрасываться: включать в занятия слишком много различных технических или тактических приемов или физических упражнений. Целесообразнее значительную часть тренировки строить так, чтобы занимающиеся смогли твердо усвоить один-два приема.

Занятия по тематическому плану следует приближать к игровой обстановке: вводить в урок игровые упражнения, а в конце каждого занятия проводить в течение 25—30 мин. двустороннюю игру. Такие занятия усиливают интерес игроков к тренировкам и дают им возможность совершенствоваться в условиях игры.

Как же построить тематический тренировочный урок?

Каждая тренировка начинается с разминки (10—15 мин.), в которую можно включать ходьбу, медленный бег и общеразвивающие гимнастические упражнения. После разминки футболисты изучают основной материал данного урока. Занятие заканчивается двусторонней игрой.

Приведем примерное содержание двух таких уроков (по технике и по тактике).

Цель урока по технике — изучение ударов по неподвижному и катящемуся мячу. Тренируются 12 человек. Имеется 5—6 мячей. Продолжительность тренировки 2 часа.

Последовательное содержание занятия. Построение, объяснение урока, ходьба 150—200 м. На все это отводится 4—5 мин.

Медленный бег. Расстояние 150—200 м.

12—15 общеразвивающих гимнастических упражнений. Каждое упражнение повторяется по 5—6 раз (8—10 мин.).

Тренировка в точности ударов по лежащему и катящемуся мячу. 5 игроков упражняются в ударах по воротам, защищаемым вратарем. Остальные в это время производят удары с линии штрафной площади других ворот, стремясь попасть мячом в центральный круг. После 30 мин. такой тренировки группы меняются местами и продолжают упражняться еще 30—35 мин.

Двусторонняя игра в течение 30 мин. проводится на одной половине поля. Ворота обозначаются на боковых линиях каждой стороны поля. Играют команды из 5—6 человек каждая.

Цель второго примерного урока — совершенствование тактики игры.

Тренируются 12 человек. Продолжительность занятия — 2 часа. Подготовительная часть урока та же, что и в предыдущем примере.

Основная часть занятия—двусторонняя тренировочная игра в течение 90 мнн. с 10-минутным перерывом после 45 мин. Вместо нее можно провести игровые упражнения, наиболее приближенные к игровой обстановке.

Пример такого упражнения. 5 нападающих и 2 полузащитника, начиная игру от середины поля, стараются забить мяч в ворота. Им препятствуют вратарь и 4 защитника. Отобрав мяч, защитники стремятся ударить по нему с такой точностью, чтобы он по воздуху пересек среднюю линию поля в пределах центрального круга. В случае удачи защитникам засчитывается 1 очко. У нападающих задача сложнее, и они получают 2 очка за каждый гол.

Такое упражнение вызывает у занимающихся интерес, повышает их активность и прививает им навыки, необходимые нападающим и защитникам.

В то время когда вся группа разучивает общий учебный материал, отдельным игрокам можно давать индивидуальные задания: разучить определенный прием, исправить конкретную ошибку в технике и т. п.

Таким образом, в тематическом уроке можно осуществлять и коллективное и индивидуальное совершенствование футболистов.

Борис ЦИРИК, тренер по футболу