1+4+2+4
За тактической схемой должен стоять живой футболист
Пожалуй, сейчас, спустя много месяцев после VI чемпионата мира, ничто не занимает так умы специалистов футбола у нас и за рубежом, как изучение тактической системы 1+4+2+4, примененной бразильской командой в Швеции.
Многие спортивные обозреватели и тренеры стали на все лады превозносить новую систему, называя ее венцом тактической мысли в футболе, обеспечившей бразильцам превосходство в чемпионате. Больше того, появились различные теории, весь смысл которых коротко сводился к тому, что система «трех защитников», принятая на вооружение советскими и многими европейскими командами, отжила свой век, стала тормозом для дальнейшего роста класса футбола.
Думается, такая точка зрения на эволюцию тактики игры для нас вряд ли приемлема. И вот почему.
Мы, советские тренеры,— за разнообразную игру команд, мы — против любого шаблона, но это еще отнюдь не означает, что нужно предавать забвению завоевания нашей футбольной школы в тактике. Разумные, целенаправленные перемещения и обмен местами в момент атаки у нападающих, сочетание персональной опеки соперников с позиционной игрой в действиях защитников, их взаимостраховка, активное участие полузащитников в атаках — все это было, есть и должно остаться в тактическом арсенале советских футболистов. Слепое подражание бразильцам, освоение тактической системы 1+4+2+4 без большой специальной для этого подготовки футболистов желаемых результатов не даст.
Да, бразильская система заслуживает внимания! Четыре защитника обеспечивают надежность обороны, а два полузащитника, уверенные за прочность тыла, более свободно организуют и вместе с нападающими развивают атаки.
Но успешно играть так могут лишь футболисты, способные выполнить тактические задания, обусловленные особенностями игры по этой системе.
Так, на мой взгляд, в обороне желательно иметь не менее трех защитников высокого роста. В сборной Бразилии, а так же в командах «Васка да Гама» и «Баиа» (Бразилия), «Рэсинг» (Париж), применявших эту систему, основные обо. ронительные функции выполняют два рослых центральных защитника. Несколько уступают им в атлетических дан. ных крайние защитники, но и они отлично физически развиты. Высокая физическая и техническая подготовленность таких футболистов позволяет им успешно обороняться.
Еще более совершенным должно быть техническое умение нападающих. Предпочтение и здесь, при прочих равноценных качествах, отдается высокорослым футболистам. Это в первую очередь относится к центральному нападающему. Полусредние и крайние нападающие могут быть менее высокого роста, но и они обязаны отлично владеть разнообразным арсеналом технических приемов.
Тактическую систему 1+4+2+4 различные команды применяют по-разному.
Обороняясь, одни команды расставляют четырех защитников в линию, вменяя им в обязанность пресекать действия атакующих в определенных зонах. У других команд один из защитников действует позади партнеров, перед воротами, и именуется «чистильщиком». Он должен подстраховывать своих трех партнеров по защите, оказывать им в нужный момент помощь. И, наконец, есть команды, где защитники используют прием «сваливание», то есть создают численное превосходство обороняющихся над нападающими на том фланге, где развивается атака.
Разнообразными могут быть действия футболистов и в нападении. Сборная Бразилии, например, выдвигала вперед двух центральных нападающих. Они действовали настолько активно, что привлекали к себе и держали в напряжении по крайней мере четырех защитников противника.
Мне хотелось бы разобрать особенность игры французской команды «Рэсинг», успешно применившей во время ответного визита в СССР прошлым летом систему 1+4+2+4.
Годом раньше мне довелось наблюдать в Париже матч «Рэсинга» с торпедовцами Москвы. Тогда французские футболисты, во главе с опытным центральным защитником ветераном сборной Франции Маршом, не смогли сдержать мощные атаки нападающих «Торпедо». В результате москвичи забили в ворота «Рэсинга» семь мячей, на что парижане сумели ответить лишь одним голом.
Столь крупное поражение заставило нового тренера Пьера Пибаро усилить состав молодыми футболистами, а заодно и перестроить тактику игры команды.
Прошлогодний матч с торпедовцами в Москве «Рэсинг» провел, придерживаясь тактической системы 1+4+2+4. Гости показали высокий класс игры и победили со счетом 5:2. Они играли без своего сильнейшего защитника Роже Марша, но это не сказалось на обороне французов. Молодые высокорослые защитники Лелон (2), Тибори (5), Боллини (3) и Угроенко (4) действовали просто и надежно. Когда автозаводцы атаковали по центру поля, крайние защитники «Рэсинга», игравшие по зонному принципу, смещались немного поближе к своим партнерам Тибори (5) и Боллини (3), действовавшим в центре линии обороны. Оба центральные защитники в свою очередь решительно и смело вступали в борьбу за мяч с атакующими соперниками.
Тибори (5) располагался в центральной зоне обороны, смещаясь в правую сторону. Левее от него находился Боллини (3). Он играл более маневренно, по всей штрафной площади. Оба они, как правило, действовали в своей зоне, не выдвигаясь в глубину поля для встречи нападающих (схема 1).
Встречая противника, атакующего с фланга, защитники несколько «сваливались»— сдвигались в сторону игрока, владеющего мячом. Крайний защитник противоположного фланга уходил из своей зоны, оставляя в ней неприкрытого подопечного (схема 2). Правда, при этом он выбирал такую позицию, с которой ему, в случае перевода мяча на его фланг, можно было быстро атаковать получившего передачу соперника.
Такие тактические особенности действий обороняющихся требовали высокого индивидуального мастерства игроков. «Рэсинг» имел таких футболистов. Среди них осмысленными действиями особенно выделялся очень выносливый центральный защитник Боллини (3). В нужный момент, при атаках с фланга, он решительно устремлялся на помощь крайним защитникам, занимая позицию перед воротами, за спиной своего партнера, которого атаковал противник. Центральную зону это время контролировал второй центральный защитник (схема 3). Если же* противник атаковал через центр штрафной площади, Боллини сам вступал в борьбу за мяч.
Полузащитники 8 и 6, проводя большую часть времени в обороне, при переходе команды в атаку поочередно подключались к нападающим.
Французы атаковали, в основном, четырьмя игроками. Функции центрального нападающего выполняли два футболиста — Сизовски (10) и Пийар (9). В ходе игры Пийар смещался несколько вправо в зону правого полусреднего, а Сизовски располагался в зоне левого полусреднего, но ближе к зоне центрального нападающего.
Атаки французы начинали с середины поля, нередко при активном участии полузащитников. Игроки пользовались средними и короткими передачами мяча точно в ноги партнеру. Средний темп, незначительная маневренность были характерными для их действий при развитии атак на середине поля.
Но стоило только Сизовски, который отлично умеет выбрать место и время для решающего рывка к воротам, приблизиться к штрафной площади противника, как темп игры резко возрастал. Его партнеры стремились освободиться от своих опекунов-защитников и создать Сизовски благоприятные условия для взятия ворот. Иной раз они умышленно передерживали мяч или излишне маневрировали. Но стоило Сизовски отыскать брешь в обороне и сделать рывок, как он тут же получал короткую мягкую передачу, удобную для завершающего удара.
Таким образом, система 1+4+2+4 создает интересные предпосылки для успешной игры. Это, конечно, вовсе не означает, что тренеры должны слепо, без учета возможностей своих игроков, применять ее на практике.
С другой стороны, в тех командах, где имеются футболисты, способные выполнять новые, я бы сказал, повышенные по своей трудности игровые функции, целесообразно время от времени играть по «бразильской системе». Переход на такую систему игры будет неожиданным для противника и может спутать все его предварительные планы.
По какой бы тактической схеме команда ни играла, успех в конечном счете во многом зависит от индивидуального мастерства футболистов.
Сейчас нам, как никогда, нужны новые Федотовы, Дементьевы, Пайчадзе. Никто же не станет утверждать, что наша страна оскудела футбольными талантами. А раз так, то пора нам научиться отыскивать таких самородков и воспитывать из них боевую смену мастерам футбола.
Вот тогда отойдут в прошлое споры о том, какая из тактических систем предпочтительней. Тогда, к нашему общему удовольствию, исчезнут команды одинакового игрового стиля, близнецы, которые различаются только по цвету футболок и трусов. И тогда мы увидим, наконец-то, игру искусных мастеров, волнующее зрелище красивой спортивной борьбы на зеленом поле.
Б. НАБОКОВ, государственный тренер по футболу