Установочное занятие команды
Никто так внимательно и так придирчиво не наблюдает за действиями футболистов на поле, как их тренер. Энергичной, не всегда разборчивой, скорописью он заносит замечания в свой блокнот.
Знакомясь с его заметками, невольно заметишь часто повторяющееся слово: «установка». Через день, когда игроки с тренером соберутся обсудить минувшую игру и на макете футбольного поля будут расставлены оловянные фигурки футболистов, по записям воссоздается картина минувшего футбольного боя. И снова во всех падежах склоняется пресловутая «установка».
Установка на предстоящую игру и разбор прошедшей встречи! Без них трудно представить себе нормально действующий футбольный коллектив. Однако, как же часто установка и разбор превращаются в пустую формальность, сводящую на нет их возможное влияние на рост класса команды, ее тактической зрелости.
Мне вспоминается одно установочное занятие команды сталинградского «Металлурга», выступающего в классе «Б». Команде предстояла встреча с одним из лидеров зонального турнира. Футболисты отлично понимали значение матча. Поэтому я был несказанно удивлен, когда тренер, вместо того, чтобы дать развернутую характеристику противника, поговорить об особенностях его тактики, начал объяснять своим футболистам (достаточно опытным) функции каждого из них. Игрокам было скучно. И я тоже, как ни силился, так и не смог получить из установочной беседы тренера ясного представления о противнике, с которым команде предстояло встретиться.
Такие вот установки, к сожалению, довольно характерные для теоретических занятий в командах класса «Б», занимают подчас по 2—2’/г часа. Стоит ли удивляться, что на таких занятиях игроки чаще поглядывают на часы, чем на тренера.
Для того, чтобы сообщить команде примерный план предстоящей игры, достаточно 25—30 минут. Что же касается отдельных подробностей, то о них следует говорить накануне состязания отдельно с каждым футболистом, может быть даже с глазу на глаз.
Интерес игроков к теоретическим занятиям зависит, между прочим, и от того, умеет ли тренер живо, с помощью хлесткого словца или меткого сравнения, восстановить в памяти футболиста поучительный игровой эпизод.
Летом прошлого года я присутствовал на одной из установок в команде города Шахты. У меня сложилось такое впечатление, что, если бы тренер В. Гуляев умел преподнести игрокам план предстоявшего состязания простым разговорным человеческим языком, результаты многих игр его команды, вероятно, были бы более успешными.
Разумеется, дело не в ораторском искусстве. Важно, чтобы игроки поверили в правильность намеченного плана. Сошлюсь на свой пятнадцатилетний тренерский опыт. Я всегда старался сделать наиболее опытных игроков команды соавторами тактического плана и никогда не жалел об этом. Без помощи, без подсказки самих футболистов любой, пусть самый остроумный и далеко рассчитанный, тактический план обречен на неудачу.
Не надо думать, что такое соавторство может подорвать авторитет тренера в глазах его питомцев. Напротив, доверие к опыту и мастерству игрока только повышает авторитет тренера и (а это самое главное) заставляет игроков с особой ответственностью выполнять план, который теперь является их детищем.
Готовясь к матчу, очень важно ставить перед игроками посильную для них задачу. Об этой футбольной аксиоме хочется напомнить, так как нередко между отличной тренерскои установкой и ее осуществлением бывает, как говорится, «дистанция большого размера».
Так, в частности, произошло в прошлогоднем матче команд «Кубань» (Краснодар) и «Темп» (Махачкала). Краснодарские футболисты, входившие в число лидеров, нацеливались на призовое место и последние матчи зонального турнира проводили в очень напряженной борьбе. Команда «Темп» занимала место в середине турнирной таблицы. И все же темпсвцы могли бы одержать победу, если бы их тренер Михин не допустил серьезной ошибки. Он предложил опытному, обладающему сильным ударом и отличным рывком, центральному нападающему Дубовицкому играть, оттянувшись глубоко назад. И получилось, что атаки «Темпа» лишились обычной остроты. Это было тем обиднее, что вратарь «Кубани» допускал немало ошибок. Играй Дубовицкий впереди, агрессивно, как он умеет играть, его команда могла бы забить не один гол.
Уже в первом тайме Михин мог убедиться в ошибочности первоначальной установки, а в перерыве предложить Дубовицкому играть, как обычно, впереди, с тем, чтобы его партнер Иоселиани (8) занимался подготовкой атаки из глубины поля. Уверен, что после этого матч принял бы совершенно иной, желательный для хозяев поля (встреча была на стадионе Махачкалы), характер. Однако установка не изменилась. Результат? Проигрыш.
И наоборот, состязание идет по выгодному для команды руслу, когда тренер, составляя план, учитывает технические возможности своих футболистов. Именно так поступил тренер команды СКВО (Ростов) П. Щербатенко. В матче с опытными, но недостаточно подвижными игроками армейской команды СКВО (Тбилиси) тренер ростовчан предложил своим нападающим играть, применяя широкий маневр, обмен местами, используя умение Егорова выбрать хорошую позицию, быстроту и стремительность Мосалева и Стрешнего. Расчет оказался верным. Южане не смогли сразу найти нужного плана игры против быстрых соперников и проиграли (1 : 4).
И еще одно. Анализируя прошедшие игры, тренеры часто упрекают игроков за неумение осуществить хорошо задуманную стандартную комбинацию. Однако всегда ли в этом виноваты футболисты? Нередко подобные огрехи — лишь следствие пробелов учебно-тренировочной работы. Трудно рассчитывать на победу, если примерный план предстоящей встречи не прорепетирован хотя бы за день до матча.
Любопытный случай произошел в матче команд «Локомотив» (Кутаиси) и «Темп» (Махачкала). Защитники «Локомотива» на протяжении состязания очень успешно создавали искусственное положение «вне игры», выключая самого грозного нападающего — Дубовицкого. Но ни капитан команды Дубовицкий, ни тренер Михин так и не нашли противоядия против довольно несложной тактической уловки противников. Команда была застигнута врасплох. А дело все в том, что на тренировках игроки «Темпа» никогда не пробовали проиграть этот не очень сложный, но, при условии четкого исполнения, эффективный прием гашения атак.
Современный футбол достиг такого уровня, что тактических соображений одного тренера уже мало для успеха команды. Надо больше доверять самим футболистам, поощряя их игровое творчество, если, конечно, самостоятельные действия игроков соответствуют изменившейся на поле обстановке.
Главная роль в осуществлении задуманной тактической схемы должна принадлежать капитану команды — основному помощнику и проводнику идей тренера. К сожалению, во многих командах капитан ограничивает свои функции лишь торжественным рукопожатием перед началом и после конца матча.
Особо следует поговорить о разборах прошедших состязаний. Эта форма теоретических занятий наиболее интересна игрокам. «Разборы», в отличие от «установок», всегда ожидаются футболистами с нетерпением.
Разбор может принести неоценимую пользу, если он проводится максимум через день после сыгранного матча, а не спустя неделю (так иногда делается), когда футболисты уже успели забыть и свои ошибки, и игровые эпизоды, в которых эти ошибки допущены.
Еще хуже, когда сразу же после раэбора предыдущей игры тренер дает установку на следующий матч. Такая экономия времени ничего путного не приносит.
На что обращать внимание при разборе игр? В первую очередь следует проанализировать, как команда и отдельные игроки выполнили намеченный тактический план и выяснить, почему план был осуществлен неполностью.
Оценка действий футболистов имеет большое воспитательное значение. И здесь от тренера требуются хладнокровие, беспристрастность и последовательность. А их-то не всегда обнаружишь. Доведись команде выиграть матч с крупным счетом, тренер и не напомнит игрокам об их ошибках и промахах. Зато после проигрыша он мечет громы и молнии, обвиняя игроков во всех смертных грехах, а в первую очередь — в отсутствии игровой дисциплины, в нежелании выполнить установку. А ведь и в предпоследнем матче, когда успех сопутствовал команде, были те же ошибки. Но тогда тренер на оумел их рассмотреть или, что еще хуже, заметил, но промолчал. А вот во встрече с сильным противником слабости дали о себе знать ощутимее, жестоко наказав команду и тренера за его непоследовательность.
Вряд ли нужно доказывать, что и в проигранном командой матче отдельные футболисты могли играть хорошо. Поэтому, независимо от исхода игры, тренер должен дать в присутствии всей команды оценку действий каждого игрока. На практике же игрок порой узнает о том, что его действия оценены тренером на двойку или на тройку, из чужих уст, окольным путем. Так авторитета у команды не завоюешь.
Очень часто тренеры, говоря о допущенных игроками технических ошибках и тактических просчетах, забывают при этом одно важное педагогическое правило: мало зафиксировать ошибку, нужно объяснить ее причины и сказать, как исправить. Это и есть та связь теории с практикой, без которой самый глубокий теоретический анализ превращается, мягко говоря, в праздный разговор.
Некоторые тренеры допускают большую педагогическую ошибку, отмечая лишь недостатки игры футболистов и умалчивая об их удачах: об остроумно выполненных маневрах, о случаях проявления игроками широкого тактического кругозора. Такая обезличка, нивелировка творческих индивидуальностей, разумеется, не способствует развитию игровой фантазии, индивидуального мастерства.
Большинство наших теоретических занятий, посвященных установке и разбору игр, проходит неинтересно, скучно. Многие игроки, боясь обидеть кого-либо из ведущих футболистов команды, предпочитают промолчать, нежели вступать с ними в спор. Тренер должен заботиться о развитии критики и самокритики в команде. Без этого невозможен рост ее класса.
Случается, что отдельные футболисты забывают, в каком из игровых эпизодов ими были допущены ошибки. Тренер же, как на грех, не успел зафиксировать их, и ему, естественно, трудно вспомнить нужный момент. Было бы хорошо, если бы тренеры научились пользоваться узкопленочной кинокамерой. Зафиксированные на пленку действия игроков нетрудно затем воспроизвести на экране во время разбора очередного состязания. Польза от этого была бы большая.
В. НОВИКОВ
заслуженный мастер спорта.