Главная » Информация » С всесоюзного совещания по футболу

С всесоюзного совещания по футболу

Шведская лихорадка улеглась, и футбольный градусник снова показывает нормальную температуру. Настало время спокойно и трезво проанализировать итоги чемпионата мира и подумать о том, какие уроки следует из него извлечь для нашего футбола. Нужна известная дистанция времени, чтобы отбросить в сторону огорчения, субъективные впечатления, незрелые и скоропалительные заключения и отобрать из опыта игр в Швеции именно то, что соответствует духу, традициям, стилю и особенностям советского футбола. Глаза, ослепленные бразильским фейерверком, не всегда могут видеть вещи в их истинном свете. Стоит только сравнить первые высказывания наших специалистов, побывавших в июне в Швеции, с теми речами, которые произносились на всесоюзном футбольном совещании, чтобы обнаружить заметную эволюцию взглядов. Они стали трезвее и разумнее.

Всесоюзное совещание, о котором идет речь, было, к сожалению, недостаточно хорошо подготовлено. Его участники не имели заранее материалов, не могли их продумать, и потому обсуждение докладов председателя Всесоюзной секции футбола В. Гранаткина и тренера сборной СССР Г. Качалина носили до известной степени хаотический характер. Второстепенные вопросы смешивались с основными, личные с общими, побочные и ясные с главными и сложными. В сущности, это был беглый обмен мнений, первое приближение к цели, начало большого разговора. И все же представляется в высшей степени важным и интересным определить то новое, что наметилось в ходе совещания.

Развитие футбола — процесс творческий. То новое, что мы видим в футболе, рождается на поле, в процессе борьбы между атакующими и обороняющимися.

Из десятков, сотен, тысяч стычек возникают новые технические приемы и новые тактические ходы. Опыт чемпионата мира убедительно показал преимущество тех команд, игроки которых приучены к самостоятельному и творческому разрешению игровых ситуаций, к проявлению личной инициативы. По наблюдениям Г. Качалина, такие крайние нападающие, как бразильцы Гарринча и Загала, шведы Хамрин и Скоглунд, берут во многих случаях на себя инициативу и ответственность и сами идут на прорыв обороны противника. Бразильская команда в состоянии без всяких указаний тренера менять ритм игры, создавать игровые паузы, владея мячом в центре поля, изменять характер игровых связей, переходя с коротких передач на длинные и обратно. Благодаря высоко развитому тактическому мышлению игроков и всей команды в целом, бразильцы могут в любой момент матча внести поправки в установочные планы.

В наших же командах повелось, что тренерская «установка» на игру стала незыблемым законом, исключающим творческую фантазию и инициативу игрока. Футболист действует в строгих рамках заранее выработанного игрового плана, без учета складывающейся в игре обстановки на поле. А ведь игрок может проявить полезную инициативу не в одиночку, а только тогда, когда его поймет и поддержит партнер. Наши игроки опасаются проявлять самостоятельность, потому что каждая такая попытка (в особенности неудачная) дает повод для упреков. «Игровая дисциплина была на высоте» — с гордостью отмечает тренер в своем дневнике, когда команда… выигрывает. А если команда проиграла, можно быть уверенным, что он найдет немало нарушений «игровой дисциплины», то есть его установок. А ведь как часто в ходе матча обнаруживаются слабости и бреши у противника совсем не там, где они предполагались. В недавнем матче московского и тбилисского «Динамо» левый защитник тбилисцев В. Рамишвили был явно не в форме. И все-таки московские динамовцы не использовали этого в первом тайме и по существу выключили из игры своего правого крайнего нападающего В. Урина. Только после перерыва, а значит и после общения команды с тренером, Урин заиграл в полную силу. Будь команда тактически самостоятельней, будь она приучена к самостоятельному тактическому мышлению, брешь в обороне противника можно было обнаружить и использовать значительно раньше, чем это заметили зрители на трибунах.

Советский футбол знал игроков, умевших мыслить на поле, видеть, понимать, оценивать характер складывающейся борьбы, любивших искать и умевших находить бреши в обороне противника. Такими были Г. Федотов, Н. Дементьев, М. Якушин и многие другие. Они превосходно сочетали наигранные комбинации с творчеством на поле. Но потом наши тренеры пошли по пути создания команд-механизмов, четко действующих по заранее намеченной программе. До поры до времени это приносило успех, хотя никому и никогда не удавалось достигнуть полной «механизации». Теперь настал момент перевести стрелку и к прежнему опыту и навыкам добавить новое: творческую инициативу игрока.
По сути дела, в практике нашего футбола подобная тенденция давно уже наметилась. Те острые, неожиданные, остроумные комбинации, которые не раз наблюдались в игре команд «Торпедо» и «Спартак», та личная инициатива, которую рискуют брать на себя такие игроки, как спартаковец А. Ильин и динамовец В. Урин, как раз и есть предвестники того творческого элемента, который появляется в наших командах. Надо дать ему свободу!
Не следует думать, что достаточно объявить лозунг «Больше игрового творчества!», как все задачи будут решены. Нашим тренерам придется проявить немало мужества, чтобы покончить со своим собственным консерватизмом. Им придется пережить немало горьких минут, пока они найдут максимально благоприятное сочетание личной инициативы игрока и коллективного действия команды. Во многих случаях им придется отказаться от старых, опробованных, таких знакомых и удобных тактических схем.

Один из тренеров, мастер спорта Г. Мазанов (из таганрогского «Торпедо»), выступавших на совещании и высказавших ряд дельных мыслей, между прочим, потребовал от Управления футбола директивных указаний по вопросам тактики. Это требование на совещании, где вопрос о творчестве был одним из центральных, прозвучал несколько странно. Тактика по приказу!? И вместе с тем такой вопрос понятен. Он вытекает из положения вещей.
Наш футбол оказался настолько «заорганизованным», как выразился один из ораторов, а контроль над деятельностью тренеров настолько формальным и канцелярским, что не только игроки, но и тренеры не рискуют проявлять свою творческую самостоятельность. В результате команды играют по одинаковым тактическим схемам, по шаблону. Откуда же у наших команд может быть тактическая гибкость?

Это безусловно тормозит качественное развитие нашего футбола. Было время, когда рисунок игры тбилисцев отличался от футбольного почерка москвичей, ленинградцев, киевлян, куйбышевцев. Это было на пользу нашему футболу. Ведь не может быть положения, чтобы национальные особенности, темперамент, характер и даже климат не накладывали отпечатка и на футбол той или другой республики. Учитывают ли наши тренировочные планы и методика различные национальные особенности? Нет! У нас все приведено к общему знаменателю. Правильно ли это? Нет. Нам кажется, что советского Гаринчу следует скорее ожидать с берегов Куры, а не с набережных Невы.

На всесоюзном совещании резкой критике подверглось бесконечное обсуждение вопроса о так называемых агрессивных и оборонительных тактических схемах. Опытом последних лет достаточно ясно доказано, что даже «оборонительная», на первый взгляд, расстановка игроков может быть весьма грозным наступательным оружием.
Некоторые товарищи, утверждая, что существует тактика «забить на гол больше» и «пропустить на гол меньше», воображают, что изрекают глубокие тактические мысли.
Эта мелкая футбольная «философия» в сущности бессодержательна. Две звонкие фразы, придуманные английским фут6ольным обозревателем, означают только одно: разный уровень игры зашиты и нападения каждой команды. Любая команда, какую бы она тактику ни применяла, я равной степени стремится «забить, и не пропустить», а не наоборот

Не так давно в обзоре игр первого круга чемпионата СССР газета «Советский спорт» охарактеризовала тактику команды «Крылья Советов» так: «Нас не трогай, мы не тронем».
Обозреватель предупредил, что такая тактика поставит коллектив под угрозу перехода в класс «Б». У «Крыльев Советов», занявших в первом круге десятое место, соотношение мячей 7:14, а у «Адмиралтейца», ставшего ступенькой ниже,—17:30. Видимо, тактика «Адмиралтейца», которую, по аналогии, можно назвать «Трогай нас — и мы тебя тронем», нравится обозревателю больше. Мы отнюдь не против шутки и хлесткого словечка. Они нужны, как соль в супе, но они не могут и не должны подменять серьезного, делового, квалифицированного анализа.

В журнале «Спортивные игры» отмечался тот вред, который нанесла развитию тактики нашего футбола критика с точки зрения «агрессия во что бы то ни стало». Куйбышевцы, выигравшие у футболистов ЦСК МО и сделавшие ничьи с такими командами, как «Локомотив», «Торпедо», «Динамо» Киева и Москвы, принесли пользы нашему футболу куда больше, чем «Адмиралтеец» и «Молдова», хотя они и опередили волжан по числу забитых мячей. Кстати, обозреватель газеты «Советский спорт» одновременно расхваливает команду «Шахтер», нападающие которой забили в первом круге только на три мяча больше, чем куйбышевцы. Где же тут логика?

Пора, наконец, покончить с опорочиванием тактики команд только на основании арифметического подсчета количества игроков в задней линии или в полузащите. Пусть наши команды . играют по-разному, пусть ищут, экспериментируют. Можно подбирать игроков к определенной тактической схеме, но можно и тактику строить в зависимости от индивидуальных качеств наличных игроков. Разные тактические схемы требуют игроков разных профилей. Практическое испытание новых схем—1+4+2 + 4, 1+3 + 3 + 4, системы «выдвинутые полусредние» и «выдвинутые крайние» — не только позволит остановиться на наиболее подходящей для каждой команды, но и выработает у наших команд столь не достающую им тактическую гибкость, разовьет тактическое мышление и породит плеяду игроков нового типа, универсальных и разносторонних. Рецидивы старого тактического консерватизма могут только помешать развитию нашего футбола.

Много говорилось на совещании о технике. Не было, пожалуй, ни одного оратора, который не коснулся бы этой темы. Прежнее скептическое и несколько высокомерное отношение к технической оснащенности южноамериканских команд, как к простому трюкачеству, цирковому жонглированию, погоне лишь за внешним эффектом, пересмотрено в корне. Высокая и’ разнообразная техника, непринужденное владение мячом, большой запас финтов, искусство отбора мяча, прицельный удар по воротам, хорошая игра головой, точный и удобный пас — без всего этого нет современного первоклассного игрока. Без высокого технического умения нет по существу и тактического разнообразия. И даже физическая подготовленность игрока ярче всего сказывается при хорошей технике. Чем выше техническое мастерство — тем меньше энергии тратит игрок. Чем выше техническое умение—тем лучше игрок видит поле, тем выше его тактические возможности, тем смелее он берет на себя инициативу, тем точнее передает мяч, сберегая силы товарища.

Все это хорошо известно. Возникает только один вопрос: как повысить техническое мастерство? На совещании выяснилось, что в наших командах технической подготовке игроков уделяется слишком мало времени. Не отсюда ли пошла в обиход «теория» о том, что сложившийся футболист, дескать, не может улучшить свою технику. Заслуженный мастер спорта Константин Бесков, один из ведущих советских футболистов в недавнем прошлом, на собственном примере опроверг эту «теорию». Он рассказал на совещании, что большинство своих технических приемов он усвоил уже в команде мастеров. Следовательно, все футболисты смогут повысить свое техническое мастерство, если уделят этому достаточное время.

Заслуженный мастер спорта Михаил Товаровский в своем интересном выступлении обратил внимание участников совещания на другую, весьма существенную сторону. Технические приемы надо изучать, осваивать, закреплять в обстановке, приближающейся к игровой. В большинстве команд этого не делается. Наши тренеры совершают большой методический промах, не указывая тренирующимся на ошибки и их причины, не добиваясь их исправления. Неправильные навыки закрепляются, и то небольшое время, которое уделяется технической подготовке, пропадает впустую. Можно ли добиться меткости ударов по воротам? Конечно, можно. Но для этого нужно многократное повторение, систематический труд, то есть настоящая тренировка.

Много разговоров на совещании вызвали существующие технические нормативы для игроков команд мастеров. Сейчас эти нормативы не стимулируют роста технических показателей, не повышают заинтересованности футболиста в повышении своего технического мастерства. Нормативы сыграют положительную роль только в том случае, если будут индивидуализированы. Игроку в возрасте следует поставить задачу сохранить скорость бега на 100 метров на уровне, скажем, 12 секунд, а молодому — повысить ее до 11,5 секунды. Наши же нормативы едины для всех игроков и всех команд.
Надо различать учебную и тренировочную работу. Учебная работа, когда разучиваются и закрепляются новые приемы, не сопряжена с большими затратами энергии. Поэтому ей следует на каждом занятии посвящать значительно больше времени, чем это делается сейчас. Необходимо разработать такую методику обучения и тренировки, которая позволила бы в короткий срок повысить технику игроков. Такое справедливое требование к нашим методистам высказано тренером симферопольского «Авангарда» Н. Глебовым. Увеличение продолжительности учебного занятия и методика быстрого обучения — вот, что может помочь добиться повышения технического мастерства игроков наших классных команд.
Не менее важно, как указал тренер Г. Хохман (Алма-Ата), разработать методику обучения футбольной технике детей различного возраста.

На совещании снова всплыл старый вопрос о роли, месте и правах тренера. Сейчас тренеры целиком зависят от местных организаций, и горе тому из них, чья команда часто проигрывает. Только турнирными очками определяется класс, культура, педагогические способности тренера. Из-за этого тренер не может работать перспективно. Он не может рисковать, не может экспериментировать и частенько находится в прямой зависимости от ведущих игроков. Может ли а таких условиях тренер предъявлять повышенные требования к игрокам. А ведь сейчас это особенно надо.
Да, работа тренера рассматривается сквозь призму очков турнирной таблицы сегодняшнего дня, и это имеет свою отрицательную сторону. Но ведь без этих двух очков, без борьбы, без побед и поражений нет футбола. От любой команды все равно будут требовать побед. Этого изменить нельзя. Но освободить тренера от зависимости, развязать ему руки мы обязаны. Без этого нам не удастся добиться нового быстрого подъема класса нашего футбола.
Не следует бросаться в крайности. Наши команды внесли большой вклад в развитие мирового футбола, и нет никакой необходимости ревизовать основные принципы, разработанные советской школой футбола. Мы идем своим путем и из зарубежного опыта должны взять только то, что свойственно нашему стилю и нашим условиям. Было бы, например, большой ошибкой слепо копировать игру бразильцев! Только творческое преломление зарубежного опыта может принести пользу.

Прошедшее совещание лишь в самых общих чертах наметило проблемы, подлежащие разработке. На многие вопросы участники так и не получили ответа. Широкая футбольная общественность ждет от всесоюзного тренерского совета, от наших научно-исследовательских институтов, от Управления футбола ответа: что делать, как работать дальше, как добиваться подъема нашего футбола?

А. ВИТ