Как развивать детский и юношеский футбол?
Будущее нашего «большого футбола» зависит от состояния резерва — детских и юношеских команд. Эту очевидную истину не стоило бы повторять, если бы детский и юношеский футбол у нас развивался так, как этого хотелось бы.
В футбол играют миллионы школьников, учащиеся ремесленных училищ и техникумов, студенческая, рабочая и колхозная молодежь. Занятия футболом надо строить так, чтобы они укрепляли здоровье молодых игроков, развивали их физические и волевые качества, вели к повышению технического и тактического уровня самой игры. Этого можно добиться, если занятия футболом будут организованными, регулярными, если они будут соответствовать требованиям современной методики, педагогики и гигиены. Только при этих условиях юношеские команды смогут из года в год давать достойную смену мастерам футбола.
Что же происходит в действительности?
Организованно соревнуется лишь небольшая часть юных футболистов.
Остальные играют стихийно, на плохих, необорудованных полях, не соблюдая правил, не тренируясь.
Игра в футбол в раннем возрасте приносит пользу, если она ведется разумно, с точным соблюдением хотя бы простейших правил, с учетом общего физического развития. Но как раз это основное условие редко соблюдается юными футболистами. Ежедневная многочасовая игра в одни или двое ворот, без попыток разучить технически правильные движения и удары, усвоить новые тактические комбинации — вот что характерно для большинства юношеских команд.
Правда, тысячи юношей участвуют в календарных соревнованиях команд спортивных обществ. Учебно-тренировочный процесс в таких командах в какой-то мере налажен, хотя качество занятий в них обычно невысоко.
«Удар короток, и мяч в воротах»,— поется в популярном марше из кинофильма. Но путь к высокому спортивному мастерству не так короток, как думают сами юные футболисты и некоторые руководители юношеских команд.
Круглогодичная тренировка всех футболистов-юношей отнюдь не обязательна. Она действительно нужна в специальных детских футбольных школах. В остальных случаях круглый год заниматься спортом на основе футбольной специализации едва ли правильно и нужно. Нет ничего плохого, если подростки до 15—16 лет изучают технику и тактику ряда видов спорта, в том числе и игр, пока не остановятся твердо на одном из них.
Но зато совершенно необходимо, чтобы между сезонами юные футболисты повышали свою общую физическую подготовленность — приобретали ловкость, силу, выносливость и быстроту. А для этого мало обязательных школьных уроков физического воспитания. Нужно регулярно заниматься различными видами спорта, в особенности гимнастикой и легкой атлетикой. А для этого необходима организованная внеклассная спортивная работа.
А все ли юные футболисты так занимаются? Конечно, нет!
В лучшем случае игроки детских и юношеских команд бегают зимой на лыжах и коньках или играют в хоккей. Подавляющее большинство юных футболистов начинает весенние игры без всякой тренировки. Даже в юношеских секциях «Динамо», «Спартака» и московского Стадиона юных пионеров методика занятий с футболистами несовершенна. И в этом повинны не только тренеры.
До сих пор еще нет достаточной ясности, что должно преобладать в подготовке юношей-футболистов. Нужны ли уроки, рассчитанные в основном на общую физическую подготовку и лишь частично включающие изучение футбольной техники? Или же нужны тренировочные уроки, рассчитанные на техническое и тактическое обучение и в меньшей мере содержащие общеразвивающие упражнения? Думается, что нужно и то, и другое. Но пора точнее определить объем, сроки и содержание учебно-тренировочних занятий с юными футболистами различного возраста и различной подготовленности.
Управление футбола Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту не раз давало указания о методике занятий с юношами. Но печатаются эти методические указания ограниченным тиражом и фактически доходят лишь до областных, городских комитетов физкультуры и центральных советов спортивных обществ. На местах у практических работников школ и коллективов физической культуры этих указаний, как правило, нет.
Программа внеклассных футбольных занятий школьников все еще разрабатывается. А пока тренеры, преподаватели, инструкторы готовят юных футболистов, как им заблагорассудится, и далеко не всегда правильно и удачно.
Нужны методические совещания лучших тренеров, руководящих детскими и юношескими командами. Не менее нужна методическая и учебно-техническая литература по воспитанию юных футболистов. Но такой литературы почти не выпускают ни издательство «Физкультура и спорт», ни другие издательства.
Подготовке будущих мастеров футбола могли бы способствовать учебные кинофильмы, кинокольцовки, учебные плакаты. Однако их тоже что-то не видно. Даже правила игры подчас трудно приобрести не только в отдаленных районах, но и в крупных городах. Вот и получается, что в массовой подготовке футбольной смены у нас все еще преобладают кустарщина, неорганизованность.
Для быстрого и планомерного развития юношеского футбола очень важно продуманно построить систему соревнований. Здесь также не все в порядке.
За последние годы в розыгрыши первенств почти всех крупных городов и многих районов включены команды подростков и юношей. К сожалению, эти команды объединяют не так уж много молодежи. Многие юноши одновременно играют и в командах спортивных обществ и в так называемых дворовых и уличных командах. Некоторые подростки за лето участвуют в 60 и более играх. Соответствует ли это их возрасту и силам? Этот вопрос требует решения.
Кстати, почему возникли и возникают дворовые команды? Ответ прост. Потому, что министерства просвещения и органы народного образования на местах фактически исключили футбол из числа средств физического воспитания школьников. И получается, что дворовые команды нередко оторваны от влияния школы, пионерской организации.
Можно понять причину того, что футбола нет в программах физического воспитания для школ, ремесленных училищ, техникумов. Тут и количество уроков невелико, да и школьные дворы, за редким исключением, непригодны для игры. Многие руководители органов народного образования говорят, что футбол не запрещен школьникам. Это правильно! Но почему же он выпал из системы внеклассной спортивной работы со школьниками?
Допустим, что каждая школа не в состоянии иметь свою футбольную площадку. Положение и в этом случае не безвыходное. Можно устроить меж-школьные и районные площадки. Было бы только желание!
Управление школ Министерства просвещения РСФСР уже не первый год чурается футбола, а министерства просвещения других республик равняются на «старшего собрата». Местные комитеты физкультуры и комсомольские организации особым вниманием окружают дворовые и уличные команды. Вот и получается, что все усилия тратятся на создание дворовых команд и соревнования между ними, вместо того чтобы укреплять и развивать футбол в школах.
Говоря о соревнованиях, нельзя не отметить еще один момент. Обычно в детских и юношеских футбольных турнирах практикуется выбывание команды из розыгрыша после первого поражения. Это, безусловно, неправильно. Именно в играх таких команд наиболее возможен случайный исход матчей. А как. ведь важно развивать у юных спортсменов волевые качества — стремление к борьбе и победе! Соревнования детских и юношеских команд следует проводить по круговой системе, а если и с выбыванием, то хотя бы после двух-трех поражений.
Футбольные отделения детских и молодежных спортивных школ должны стать главной базой для подготовки высококвалифицированных футболистов. Но этих отделений крайне мало, а методический уровень занятий в них обычно невысок. Квалифицированных тренеров, умеющих работать с юношами и подростками, пока не хватает. О массовой подготовке таких тренерских кадров никто особенно не заботится.
Врачебный контроль над юными футболистами в большинстве случаев поставлен примитивно. Поверхностный медицинский осмотр перед сезоном — единственная форма этого контроля. Да и такой контроль осуществляется над меньшинством играющих в футбол мальчиков и юношей (только над участниками розыгрышей первенств).
Городские и районные врачебно-физкультурные диспансеры редко привлекаются к научным исследованиям проблем юношеского футбола. И вообще-то научная работа в этой области недостаточна.
Кое-что, правда, делается в Центральном научно-исследовательском институте физической культуры. Другие же исследовательские институты, физкультурные вузы, Институт физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук по существу не проводят никаких научных исследований по юношескому футболу.
А сколько здесь неясных вопросов! Возрастные группы и дозировка занятий в них, методы обучения и тренировки, характер воспитательной работы — все это еще требует научно обоснованных решений. Слабо изучается и зарубежный опыт развития юношеского футбола, в частности опыт стран народной демократии.
Повышения технического уровня игры футболистов молодежных команд можно добиться лишь при условии, если эти команды играют на оборудованных полях, в специальной обуви, хорошими мячами. Тем не менее производственные организации, изготовляющие для спортсменов инвентарь, одежду и обувь, не обеспечивают должного оснащения детских и юношеских футбольных команд.
А легко ли командам юных футболистов получить на стадионах поле для игры или для тренировок?! Указания о предоставлении школьникам спортивных сооружений для занятий далеко не везде выполняются
Что же сделать, чтобы юношеские команды действительно стали полноценным резервом «большого футбола»?
Прежде всего необходимо продумать всю организацию работы с детьми и юношами, ориентируясь на постепенный, но твердый переход от дворового к школьному футболу.
В занятиях с юными футболистами следует широко использовать передовые методы обучения и тренировки. Чтобы осуществить это, нужно подготовить большое число квалифицированных общественных тренеров и судей, научить их работать с молодежью, снабдить методической литературой.
Назрела необходимость расширить сеть детских и юношеских футбольных школ, оборудовать в городах межшкольные и районные площадки специально для занятий юношеских футбольных команд и секций. Наконец, нужно выпускать в большем количестве детский футбольный инвентарь.
Вот примерно круг вопросов, которые выдвигались в комиссии Научно-методического совета Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту.
Будем надеяться, что тренерский совет и комиссии Всесоюзной футбольной секции более энергично займутся вопросами дальнейшего развития юношеского футбола.
В. СТАРИКОВ,
заслуженный мастер спорта