РАДИОСВЯЗЬ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ
На игровом поле института занимаются слушатели школы тренеров. Среди них известные футболисты — заслуженные мастера спорта Л. Соловьев, Н. Дементьев, В. Карцев, В. Демин, В. Панфилов, М. Антоневич и другие.
Преподавателя на поле нет, ничьих команд не слышно. Но футболисты дружно, как по команде, делают одно упражнение за другим. Вот все игроки подбрасывают мячи правой ногой, затем левой. Проходит несколько минут, и группа начинает упражняться в ударах головой. Затем, разбившись на пары, игроки передают друг другу мячи разными способами.
У зрителя складывается впечатление, что кто-то невидимый управляет всей группой. И это действительно так: преподаватель дает указания по радио, и, хотя он говорит обычным, негромким голосом, его прекрасно слышат все игроки — каждый игрок снабжен портативным радиоприемником.
Мысль воспользоваться радио на тренировках футболистов возникла давно.
Многие тренеры задумывались над тем, как устранить недостатки, обычные для руководства тренировкой футбольных команд.
В самом деле, тренеру приходится постоянно прерывать занятия. То нужно сделать указание всей группе, то исправить ошибку отдельного игрока. На сбор игроков, на остановки, объяснения уходит много времени. А затем футболисты должны снова разойтись по площадке, чтобы продолжать упражнения.
Если же тренер не хочет прерывать занятия, он либо выкрикивает свои указания игрокам, находящимся подчас далеко от него, либо все время перемещается с одного конца поля на другой.
Автор решил проверить, насколько удобной и полезной для руководства тренировкой может быть радиосвязь. Удалось смонтировать простой и несложный в управлении радиопередатчик и портативные приемники. С их помощью преподаватель может установить одностороннюю связь по радио с игроками и, не прерывая упражнений или игры, руководить группой.
Преподаватели нашего института, пользуясь радиосвязью, много раз успешно вели занятия с хоккеистами и футболистами.
В октябре 1955 года на поле институтского стадиона вышла группа игроков-мастеров спорта. Заслуженный мастер спорта кандидат педагогических наук М. Д. Товаровский подошел к микрофону. На поле стояла полная тишина. Руководитель негромко произносил в микрофон команды и указания. Все игроки выполняли их быстро и точно.
Занятия закончились тренировочной игрой. Одна из команд была снабжена приемниками, и руководитель делал игрокам тактические указания по ходу игры. Например, В. Панфилов, игравший в защите, завладел мячом и ата-
ковал ворота противника. Потеряв мяч, он хотел было вернуться обратно на свою половину поля. Но в наушниках он услышал команду: «Оставайтесь на месте!» Одновременно нападающий Н. Дементьев, находившийся ближе к своим воротам, получил указание оттянуться назад и взять на себя защитные функции Панфилова. Игровая обстановка требовала именно такого решения. И когда мяч был отобран у противника, Панфилов, никем не прикрытый, получил передачу и забил гол. Затем он вернулся на свое место, а Дементьевна место нападающего.
Занятия прошли оживленно. На состоявшемся затем разборе игры ее участники дали высокую оценку радиосвязи.
В чем же ценность радиосвязи для учебно-тренировочных занятий? Она позволяет повысить их эффективность, экономит время, делает занятия более насыщенными, повышает общую нагрузку игроков.
Радиосвязь может быть использована и для тактических упражнений. Своевременное указание тренера на тренировочной игре поможет игроку научиться правильнее оценивать обстановку, замечать то, на что он не обращал внимания, во-время включаться в комбинации. Оборудование радиосвязи просто и недорого. Им можно пользоваться не только на занятиях в институтах и техникумах физической культуры, но и в тренировке любых команд.
Ответственность тренера, руководящего занятиями по радио, сильно возрастает. К таким занятиям он должен готовиться особенно тщательно. Ведь его задача — не попав ять инициативу игроков, не опекать их по мелочам, а, наоборот, пробуждать у них самостоятельное творческое мышление.
Поэтому радиосвязью нужно пользоваться разумно, осмотрительно, чтобы стимулировать активность и инициативу игроков, их тактическое творчество, игровое содружество и взаимопонимание.
А. МЕЛИХОВ, старший преподаватель Центрального института физической культуры имени И. В. Сталина