Метод руководства тренировкой с использованием радиосвязи
Теория и практика обучения игре в футбол в СССР и за рубежом в последив годы сделала большие успехи. Сложилась определенная методика, позволяющая доводить тактическое мастерство игроков до высокого совершенства. А все же даже лучшие, наиболее передовые методы тактической подготовки команд недостаточно быстро дают желаемый эффект из-за того, что тренеры не в состоянии одновременно руководить несколькими футболистами, находящимися на разных участках поля.
Чтобы поправить того или иного футболиста, указать ему на ошибку, направить его действия по нужному руслу, тренеру приходится часто останавливать занятия. На такие остановки порой уходит в общей сложности 25—30 проц. общего времени урока. Но это не все. Нарушается ритмичность занятий, понижается интерес к ним футболистов. Необходимость начинать сначала то или мое прерванное групповое упражнение вызывает у тренирующихся чувство досады и неудовлетворенности.
Передача указаний голосом с помощью ручного рупора также оказалась нецелесообразной: спортсмены должны были все время напрягать внимание, чтобы расслышать слова тренера.
Нужна была более совершенная и действенная связь тренеров с футболистами на учебно-тренировочных занятиях, притом такая связь, которая не имела бы недостатков, обычных при пользовании громкоговорителями и рупорами.
В Центральном институте физической культуры была удачно применена односторонняя закрытая радиосвязь между спортсменами, занимающимися на площадке, и тренером. Эта связь осуществлялась с помощью приемного и передающего устройства: Миниатюрный приемник на полупроводниках (типа «Кристалл») помещен в карманчике из материи, прикрепленном на резиновом поясе спортсмена.
В карманчике оголовья (шапочки), сделанного из резиновой тесьмы, помещен миниатюрный (величиной с пуговицу) телефон. С помощью такого простого приспособления телефон, соединенный тонким проводом с приемником, удерживается около уха спортсмена.
Передача осуществлялась двумя способами. В одном случае применялся карманный (по схеме инженера Куприяновича) полупроводниковый ультракоротковолновый передатчик.
Во втором — передача осуществлялась способом индукционной петли, где передатчиком служит модернизированный усилитель УМ-50 ватт.
В обоих видах передачи слышимость вполне удовлетворительна.
При индукционном способе передачи сигналов не требуется выделения службой частот определенной волны для работы. Этот способ никаких помех в эфире не создает.
В обоих случаях прием возможен только на очень близких расстояних, но при индукционной связи эти расстояния бывают меньше длины волны колебаний.
Занятиями можно руководить и из крытого помещения, откуда видно футбольное поле.
Приемная аппаратура совершенно не связывает действий футболиста, не мешает ему выполнять любые технические приемы игры.
Односторонняя радиосвязь при руководстве учебно-тренировочными занятиями по футболу позволила внести много нового в методику обучения игроков тактике, в значительной мере помогла улучшить и убыстрить учебный процесс. В самом деле, используя радиосвязь, тренер значительно сокращает, а порой и устраняет перерывы в ходе занятий, тем самым уплотняя урок. Естественно, что интерес занимающихся к тренировке возрастает.
Оснащенный микрофоном преподаватель, находясь на одном месте, может наблюдать за игрой и делать указания футболистам, действующим на различных участках поля, а в случае необходимости и записывать в журнал свои наблюдения или замечания. Радиосвязь с игроками дает ему возможность руководить действиями не только одного футболиста, но и отдельных звеньев или всей команды в целом.
Применяя радиосвязь, тренер немедленно, не прерывая занятий, может своими указаниями быстро исправить неверные действия занимающихся, может и изменить тактическую установку, которую получила команда перед началом урока. Это приучает игроков к самостоятельному тактическому мышлению и творчеству при непредвиденных игровых ситуациях.
Метод руководства тренировкой с использованием радиосвязи отнюдь не исключает существующей практики предварительного теоретического анализа тактики в предстоящем матче («установка») и последующего разбора прошедшей игры. Наоборот, сочетание и того и другого с тренировочными занятиями, где тренер использует радиосвязь, положительно влияет на творческое восприятие тактики футболистами.
Как показали опытные занятия, использование радиосвязи возможно и в тренировке хоккеистов. По-видимому, такая связь будет полезна для руководства тренировкой и в других видах спорта.
Опыт применения односторонней радиосвязи показал значительное повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в футбольных командах. Эта связь удобна и для подготовки футбольных судей.
Однако следует предостеречь против применения радиосвязи в календарных и товарищеских матчах. Вмешиваться в творческие замыслы и действия соревнующихся футболистов ни в коем случае нельзя. Это противно всему духу нашего спорта. И было бы медвежьей услугой нашему спорту и величайшей ошибкой превращать спортивную борьбу команд в поединки их тренеров. Задача тренера воспитывать спортсменов творцами игры, прививать им умение тактически грамотно разбираться в- игровой обстановке, полностью раскрывать свои лучшие физические и волевые качества.
Поэтому речь идет об улучшении методического руководства спортсменами со стороны тренера только в учебных занятиях. В связи с этим следовало бы оснастить наши крупнейшие стадионы современной приемно-передающей радиоаппаратурой. Это сделает тренировки как по футболу, так и по другим видам спорта более плодотворными.
А. МЕЛИХОВ, старший преподаватель Центрального института физической культуры