Юные футболисты это настоящее нашего футбола!
Встречи юных футболистов выявили ряд весьма существенных недостатков в технике, тактике, в физической и морально-волевой подготовке игроков. Причины этих недостатков кроются не только в невысоком уровне учебнотренировочной работы, но и в отсутствии у юных футболистов достаточного игрового опыта. Играют они мало.
Пробелы в технической подготовке многих футболистов настолько серьезны, что эти игроки, несмотря на свои отличные физические данные, вряд ли смогут в будущем пополнить ряды мастеров. Большинство юных футболистов не умеют точно и разнообразно передавать мяч. Они плохо ведут мяч, что мешает им видеть на поле действия партнеров и соперников. Футболисты редко пользуются передачами в одно касание, а если и применяют их, то мяч в этих случаях достается чаще противнику. По сравнению с зарубежными юными футболистами, наши юноши значительно хуже играют головой. Нападающие, например, умудрялись с расстояния в два метра посылать мяч выше ворот.
Арсенал обманных движений у юных игроков незначителен. Этот недостаток не дает нападающим возможности выходить на позиции, с которых можно вести эффективный обстрел ворот или же точной передачей выводить на удар своих партнеров. К тому же и бьют они по воротам плохо, особенно с ходу.
И наконец, за редким исключением, все юные футболисты — «одноногие», то есть умеют выполнять технические приемы только какой-либо одной ногой.
Такие пробелы в технической подготовке отрицательно сказываются на тактических действиях. Поэтому, естественно. что в матчах юные футболисты пользовались лишь элементарной тактикой, не требующей тонких технических приемов. Из-за этого почти все матчи были похожи, как близнецы, один на другой. Однообразные и примитивные действия нападающих легко пресекались игроками обороны.
Если команда имела в составе одного или двух нападающих, умеющих играть разнообразно и владеющих лучше других элементами техники, она, как правило. действовала более результативно. В команде Украины, например, правым полусредним играл Пинчук. Он хорошо освоил ведение мяча с применением одного-двух финтов. Этого ему оказалось достаточно, чтобы стать лучшим снайпером турнира. То же можно сказать о форвардах сборной Грузии, забивших в четырех предварительных играх ^мячей.
Тактика игры всех юношеских команд на турнире до известной степени копировала тактику команд мастеров. В обороне полузащитники и крайние защитники плотно опекают нападающих соперников, центральные же защитники играют преимущественно в зоне и иногда действуют на флангах.. В основном все команды вели игру по системе 1 +3+2+2+3 или же 1+34-3 + 4. Но дело, конечно, не в системе расположения игроков. Волнует недостаточность технической подготовленности, которая ограничивает тактический арсенал и не позволяет вести игру в хорошем темпе. Было не очень приятно наблюдать, как игроки защитных линий только и думали о том, как бы подальше отбить мяч от своих ворот. У них и попыток не было организовать атаку своей команды. Так играла даже команда РСФСР, хотя ее защитники, отличавшиеся высоким ростом, быстрым бегом и достаточной силой, могли бы стать застрельщиками атак скорее, чем другие.
Хорошее впечатление произвела игра ] юношей Азербайджана, блеснувших техничными и тактически содержательными действиями. Однако провести за 11 дней | 8 матчей им было явно не под силу, как, впрочем, и большинству участников ? турнира.
Современный футбол не терпит пробелов в’ технике, тактике, физической и морально-волевой подготовке. Давно известно, что все лучшие футболисты мира заставляли о себе говорить уже в возрасте 17—18 лет и даже включались тогда в состав национальных сборных.
Пока мы не устраним рутину в подготовке юных футболистов, не обеспечим их местами для занятий и не улучшим качества футбольных полей, наши лучшие команды мастеров по-прежнему будут иметь в своих составах лишь по нескольку хороших футболистов, а большинство — посредственных. А от таких составов команд мастеров трудно ждать содержательной и результативной игры.
Футбол, детский, юношеский и массовый (на заводах, фабриках, в воинских частях), требует такого же внимания и таких же забот, как и команды мастеров. А что у нас происходит на деле? ! Представьте себе, что 11—12-летний , мальчик, обладающий способностями и и горящий желанием играть в футбол, записался в футбольную школу при команде мастеров (в Москве пять таких школ, не считая футбольной школы молодежи). В период учебного года занятия в футбольных школах проводятся два раза в неделю. Это — капля в море, а чаще нельзя!
Посчитайте: шесть часов в общеобразовательной школе, полтора часа на дорогу, полчаса на переодевания и душ, два часа тренировка и полтора-два часа на домашние уроки. Получается 12 часов в день. Такая нагрузка для подростка непосильна!
А вот другая сторона дела. Каждая футбольная школа имеет пять команд j из игроков разного возраста. Возьмем для примера команду мальчиков 1945 года рождения. В каждой школе насчитывается не более 20 юных футболистов этого возраста, а в шести школах Москвы около ста. Но разве эта цифра может удовлетворить 14-летних московских ребят, которых в столице не одна сотня тысяч? К тому же, нет оснований полагать, что в школы действительно попадают самые способные ребята.
Назрела необходимость в организации в крупных городах районных футбольных школ. Это приблизит места занятий, сэкономит школьникам полтора- два часа времени, во много раз увеличит число занимающихся, откроет широкие возможности для отбора талантливых ребят. Чем раньше мы это сделаем, тем скорее наш футбол встанет i на прочный фундамент, который необходим для общего повышения мастерства.
Мы часто повторяем: юные футболисты это будущее нашего футбола. Нет, это и настоящее нашего футбола! И этого нельзя забывать!
К. БЕСКОВ, заслуженный мастер спорта