Главная » теория и методика футбола » О педагогическом мастерстве тренера

О педагогическом мастерстве тренера

советский футбол:

О педагогическом мастерстве тренера

ДЕТИ и футбол… Эти слова на протяжении последних лет все чаще слышатся из уст тренеров. Повышенный интерес к проблемам детского футбола закономерен: ведь от того, насколько правильно и своевременно ведется подготовка юных игроков, во многом зависит будущее всего нашего футбола.

Наступило время, когда детский и юношеский футбол перестал быть многочасовой забавой неорганизованных ребят, создающих «дикие» команды. Теперь почти в каждом крупном городе имеются специальные футбольные школы, а если присовокупить к ним детские и юношеские команды, организованные при коллективах мастеров классов «А» и «Б», то отряд юных футболистов буфет выглядеть еще внушительней.
Это отрадный факт, и он не может не радовать!
Приятно отметить и другое: юные футболисты имеют свой календарь всесоюзных, городских и других состязаний. Каждое такое соревнование является очередным смотром мастерства юных, своеобразным экзаменом и для них, и для их тренеров.

Тренер! Мальчишки, переступившие порог футбольной школы прислушиваются к каждому его слову. Пожалуй, ни один учитель не имеет столь чуткой и отзывчивой аудитории, какой располагает педагог, воспитывающий юных футболистов. Ведь наверняка каждый из его питомцев мечтает со временем затмить своей игрой славу известных мастеров. И это вполне естественное желание ребят стать отличным футболистом— самая благодатная предпосылка для плодотворного труда тренера.

Конечно, от желания играть до умения, как говорится, дистанция огромного размера. Но ведь на то ты и тренер, педагог, чтобы помочь ученику пройти этот путь, довести парнишку до желанной цели.

Как же воспитывается смена нынешним мастерам футбола? К сожалению, пока еще неудовлетворительно. Вызы-‘ вает тревогу состояние учебной работы, а точнее — довольно ощутимый разнобой в методической направленности занятий юных футболистов.
В чем же корень зла? Причин немало. Одна из главных— слабые знания тренеров, неспособность иных преподавателей правильно организовать учебно-тренировочный процесс.

У нас зачастую принято считать, что растить юных футболистов под силу любому, кто когда-то, «на заре туманной юности», сам играл в футбол. Надо ли доказывать, как неверна (а при обучении детей просто недопустима!) столь легкая переквалификация бывшего игрока в тренера.

Ведь не каждый, пусть в прошлом даже одаренный, игрок «с именем» способен стать хорошим педагогом. Конечно, нельзя закрывать навечно никому путь к тренерской работе. И все-таки прежде, чем взять на себя столь ответственный труд, прежде, чем написать заявление в школу тренеров, спроси себя самого: «А не ошибся ли я, правилен ли мой выбор, достаточно ли у меня педагогических знаний?» Разумеется, и среди тренеров-практиков немало отличных воспитателей, но и они с каждым годом все ощутимей чувствуют, сколь нужны им для повседневной работы
прочные знания анатомии, физиологии, педагогики и других наук.

Нынешним летом мне пришлось познакомиться с работой некоторых тренеров детских команд в РСФСР. Я просмотрел немало уроков, побывал на занятиях многих команд.

То, что довелось мне увидеть, было, за редким исключением, похожим, словно две капли воды. Больше того, когда я поинтересовался тем, как тренируются юные игроки при команде мастеров «Текстильщик» (г. Иваново), то оказалось, что ни старший тренер А. Загрец-кий, ни его помощник В. Колотилов ни разу не видели игры своей детской команды. Они даже не знали, что помимо старшей возрастной учебной группы в детском коллективе должны быть средняя и младшая.

Точно такой же конфуз испытали тренер сталинградского «Трактора» С. Плонский и его коллега Д. Смирнов из туг- iuoro «Труда». Увы, этот список «незнав.,» нетрудно продолжить.

А ведь кто другой, как ни старший тренер команды мастеров, должен быть кровно заинтересован в подготовке достойной смены своим игрокам. Именно он и второй тренер обязаны помогать тренерам детских команд правильно наладить учебно-тренировочный процесс.
Но бывает и так, что иной тренер детской команды из-за ложно понятого’ профессионального самолюбия отказывается от квалифицированной помощи старшего товарища. Такие «энциклопедисты» (к ним можно отнести В. Клейменова из Сталиногорска, П. Калмыкова из Сталинграда и многих других тренеров), порой сами того не ведая, приносят вред коллективу, тормозят спортивный рост своих воспитанников.
Не среди ли подобных тренеров родилась ставшая с некоторых пор модной теория, вся суть которой заключается в том, что педагогу, обучающему новичков определенным техническим приемам, достаточно единожды самому
отлично выполнить его. Ребята, мол, настолько восприимчивы к показу, настолько быстро, «на лету», схватывают манеру исполнения, что могут легко воспроизвести этот прием.

Так ли это? На поверку выходит не совсем так. Никто, разумеется, не станет оспаривать способность юношей к копированию хороших образцов. Но, во-первых, это не самое главное. И во-вторых, не следует забывать основное педагогическое правило: «показывая,
рассказывай, и наоборот».

Важнейшим недостатком в деятельности многих тренеров детских команд была и остается несовершенная методика тренировок. Серьезных ошибок в учебном процессе, к сожалению, не избегают и те из них, кто имеет высшее физкультурное образование. Одни допускают ошибки потому, что, видимо, не научились еще применять полученные знания на практике, особенно в обучении детей. Другие — потому, что избрали наиболее легкий, но далеко не верный путь, начав слепо копировать тренировку команд мастеров. Мальчикам, еще не умеющим правильно выполнять простейшие элементы техники, предлагают ударить по летящему мячу из сложных положений, применять подсечки, резаные удары и т. п.
А ошибки в методике физической подготовки?

Чтобы не быть голословным, расскажу содержание учебного урока для юных игроков среднего возраста при куйбышевской команде мастеров «Крылья Советов» (тренер В. Федосов).

В подготовительной части урока (продолжительность 35 минут) игроки проделали 7—8 общеразвивающих упражнений, причем сначала выполнялись упражнения на развитие всех групп мышц, а затем на отдельные группы.
Далее проводились упражнения, подводящие к скоростному бегу: семенящий бег и бег на 40 метров с высоким подниманием колен!
Добавьте к этому скоростные рывки (дважды по 35 метров) и участие во встречной эстафете (трижды по 50 метров), и вы не удивитесь тому, что ребята, пробежав 25—30 метров, начинали качаться, будто захваченные приступом морской болезни.
И такая тренировочная нагрузка для подростков! Не лишне напомнить, что даже опытным футболистам после рывка в 30 метров нужна для отдыха пауза минимум 3—4 минуты. А здесь я стал свидетелем, мягко говоря, бездумного поточного метода тренировки с явно завышенной для детей дозировкой упражнений.

Не успели ребята, что называется, перевести дух, как началась игра в «квадрате» — четверо против двоих (одна группа). Остальные тренировались самостоятельно в ударах по мячу в цель — по воротам. В заключение занятий— двусторонняя игра. Весь урок продолжался 1 час 45 минут, хотя в методических указаниях оговорено, что время урока для 15-летних футболистов не должно превышать полутора часов.
Характерно, что во время занятий тренер почти не исправлял ошибок у игроков, не объяснял им, какие группы мышц развиваются тем или иным упражнением. Поэтому-то юные футболисты подчас и не могут подобрать себе комплекс упражнений для самостоятельной разминки.

А вот содержание основной части урока для мальчиков младшего возраста в команде Сталиногорска (тренер В. Клейменов).
1) Ведение мяча — эстафета 40 метров. 2) Жонглирование мячом в тройках— 3 минуты. 3) Передачи мяча головой в тройках — 3 минуты. 4) Остановка мяча любым способом и передача в тройках — 5 минут. 5) Передача мяча назад на бегу по кругу — 5 минут.
6) Комбинация: вбрасывание мяча партнеру, тот ведет его по краю поля и подает на штрафную площадь, а третий игрок бьет с лета по воротам (очень трудное упражнение!) —10 минут.
7) Ведение мяча в парах и удар по воротам — 5 минут. 8) Удары с лета (мяч подбрасывает партнер) — 20 минут. 9) Двусторонняя игра — 25—30 минут.
Упражнений очень много, но их дозировка (3—5 минут) явно занижена. Вряд ли за столь короткий период времени можно прочно усвоить определенный технический прием. К тому же, ребята выполняли трудные упражнения и все время в движении, без остановки. По сути дела это была не тренировка подростков, а тренировка, типичная для команд мастеров
.
Еще хуже, когда учебно-тренировочный процесс подменяется многочисленными соревнованиями (по два-три матча в неделю). Такие «тренировки», к сожалению, еще довольно часты. А их не должно быть совсем! И чем скорее это сбудется, тем лучше.
Но может быть команды Куйбышева и Сталиногорска (о них шла речь впереди) удачно выступили во всесоюзных соревнованиях? Отнюдь нет! Куйбышевцы не попали в финальную пульку. В своей группе они остались на третьем месте.
Команда же Сталиногорска вообще показала себя очень плохо, заняв последнее место в своей предварительной группе.
Обе команды страдали одними и теми же основными недостатками: пло-
хой техникой и тактической неграмотностью. И это несмотря на то, что многие их футболисты атлетически сложены и имеют все данные к тому, чтобы при правильной тренировке стать неплохими игроками.

Большое, если не решающее, значение в тренировке юных имеет эмоциональный фактор. Ребята очень любят футбол. Это аксиома. Но, как показывает практика, не все они охотно выполняют комплекс гимнастических и легкоатлетических упражнений в подготовительной части урока. Иное дело мяч. С ним мальчики готовы не расставаться дотемна.
Как быть в таком случае?

На этот вопрос мне хочется ответить небольшим рассказом тренера юношеской команды при команде мастеров московского «Спартака» М. Васильева.
Тов. Васильев уже пять лет тренирует юных футболистов. Он имеет специальное физкультурное образование, сам ранее играл в футбол в командах мастеров.
— На первых же самостоятельных занятиях,— вспоминает он,— я столкнулся с неожиданными трудностями. То, что я старательно рассказывал ученикам, входило у них в одно ухо и мгновенно вылетало в другое. Я не смог расшевелить ребят, пробудить в них желание делать кратковременные скоростные рывки, выполнять определенные гимнастические упражнения. Урок проходил вяло, без огонька. Ребятам не терпелось скорей получить мяч. От меня не ускользнуло это. И все-таки я не отступил от первоначального плана занятий, хотя и подметил, что все мои указания выполняются лишь «для отвода глаз».

Тогда я придал этим же упражнениям соревновательный характер. Результаты не замедлили сказаться. Надо было видеть, как мальчики старались на коротком отрезке обогнать друг друга. По-иному, в другом ключе, стали выполняться и упражнения физической подготовки.
Словом, подготовительная часть урока прошла, как никогда раньше, оживленно, с пользой.
Я глубоко убежден, в том, что ничто так не мобилизует ребят, не зажигает их, как желание во что бы то ни стало выполнить упражнение лучше, нежели его проделал товарищ.

У меня в команде есть два игрока, которым постоянное соперничество особенно помогло повысить класс своей игры. Центральный защитник Михаил Бубнов поначалу был гораздо техничней своего товарища и соседа по обороне левого защитника Валерия Листвина. То, что первому давалось легко, как бы шутя, Валерий осваивал мучительно медленно. Иной раз Листвин допускал грубые промахи в игре, и тогда на помощь приходил Бубнов. Он выручал друга, не забывая при удобном случае подтрунить над ним. Видимо, шутки Михаила пришлись не по душе его товарищу. На последующих тренировках Валерий стал еще упорней осваивать сложные элементы техники, стараясь ни в чем не уступать Бубнову. Их негласная дуэль продолжалась и в матчах. Вскоре Листвин заметно улучшил игру, а состязания нынешнего года провел уверенно, четко.

Рассказывая о своей работе, М. Васильев подчеркнул, что многое из того, что теперь, спустя пять лет, для него стало ясным,— результат многократных опытов, экспериментов. Молодому специалисту в своих поисках иной раз приходилось идти на ощупь. Не обошлось без ошибок. Да и как не ошибиться, когда у нас все еще нет детально разработанной, стройной методики обучения юных футболистов!

А такая специальная методическая литература очень нужна. Авторами этих учебников смогут стать наиболее опытные тренеры, такие, как заслуженные мастера спорта К. Бесков, В. Лахонин, К. Рязанцев, К. Лясковский, в содружестве с врачами, физиологами и педагогами.
Получив в руки такое учебное пособие, тренеры перестанут плутать в потемках и надеяться лишь на свою педагогическую интуицию. И тогда мы не увидим разнобоя в методике занятий с юными футболистами. Учебно-тренировочный процесс пойдет по единственно правильному пути, а копирование тренировок команд мастеров и разговоры о том, что для изучения элементов техники детьми достаточно только квалифицированного показа, отойдут в область предания.

Систематизированная методика обучения — вещь безусловно нужная. Однако это не означает, что тренеры в ожидании выхода в свет таких книг должны сидеть сложа руки. Нет, конечно!

Ищите, пробуйте, экспериментируйте, товарищи! Только не забывайте при этом и рассказывать, и показывать! Это непременное условие процесса успешного обучения остается в силе!

М. СУШКОВ, заслуженный мастер спорта