Главная » 1959 СССР Футбол » Забывая о климате, стригут футбол под одну гребенку

Забывая о климате, стригут футбол под одну гребенку

советский футбол:

СОВЕТСКАЯ СТРАНА огромна и неповторимо многообразна. И футбол наш раскинулся во всю ширь и даль ее — от тундры до субтропиков. Отсюда та необыкновенная пестрота условий, с которой вообще нельзя не считаться. И подавно в спортивном режиме.
В разных природных условиях организм по-разному воспринимает одинаковые, будь то тренировочные или соревновательные, нагрузки, по-иному протекают приспособительные изменения, то есть работоспособность, врабатываемость, утомляемость и восстановительный процесс в организме. Научный подход обязывает учитывать фактор внешней среды. Во-первых, с целью приспособления организма к специфическим условиям; во-вторых, для того чтобы правильно регулировать по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, а также создать благоприятный режим тренировок, соревнований, отдыха. Одно дело, скажем, тренировка или игра в московском июле, другое — в среднеазиатском, где, по исследованиям А. И. Израиля, при температурах воздуха 30—35° наблюдаются у спортсменов нарушения функций сердца и почек (при условии, что в тренировочных нагрузках не делается поправок на жару).+

Исследования наших физиологов, к сожалению, не проливают света на этот важнейший вопрос. Они выясняют зависимость физиологических реакций от профиля футболистов, степени тренированности, характера тренировок и соревнований, то есть от всего, чего угодно, только не от природной среды. Их дан-‘ные — вне времени и пространства.

Физиологи совершили первую ошибку, когда удовлетворились территориально ограниченными, преимущественно московскими, наблюдениями. Они допускают вторую ошибку, когда преподносят результаты своих наблюдений в такой двусмысленной форме, которая создает иллюзию независимости вызываемых тренировками и соревнованиями функциональных сдвигов от времени и места и придает локальному материалу всеобщий, абсолютный характер.
На псевдонаучном предположении, что спортивные нагрузки одинаково воспринимаются в разных внешних условиях, пышным цветом расцвела идея общей регламентации подготовки всех команд мастеров. Подчеркиваю: регламентации не методов и принципов, которые должны быть общими, а спортивного режима и содержания тренировок. Но формы подготовки превращаются в прокрустово ложе, когда не соответствуют конкретным внешним условиям.
В пособии для тренеров «Футбол», изданном в 1962 году, во всех подробностях воспроизводится план единообразной муштры футболистов. Более того, даже дается графическое изображение «всеобщей» кривой нагрузок в едином годовом цикле с утверждением, что анализ позволил «…составить принципиальную схему распределения спортивных нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов».
Что значит «принципиальная» в приложении к изложенному? Это значит: постоянная, всеобщая и наиболее благоприятная. Но прежде всего, чем по существу является эта, именуемая принципиальной, схема? Плохой копией ныне существующего в классе «А» годового цикла. Те же 3 месяца предсезонной подготовки, 7 месяцев соревнований и 2 (фактически) — отдыха.
Всеобщей пока останется, если положить в основу доступный для всех климатический минимум. А наиболее благоприятной, если дать каждой команде климатический максимум. Но в нашей стране одно с другим, как уже сказано, несовместимо. Универсальность схемы призрачна, ибо она недопустимо уравнивает влияние среды на кривую нагрузок и периодизацию спортивного года.
Достаточно сказать, что в большинстве районов страны просто невозможно придерживаться семимесячного сезона, поскольку зима не позволяет играть на футбольных полях свыше 6—5, а то и 4 месяцев в году. В этих различных условиях настолько меняется структура спортивного года, что исключается всякая возможность механической подгонки под общую, стандартную схему. В частности, чем короче сезон, тем больше
дифференцируются задачи тренировки. И общая подготовка, уступая льготное время специальной, четче обособляется от нее, поосновательнее «перебираясь в зиму» и используя зимние виды спорта. Кроме того, ясно, что укорочение сезона интенсифицирует его, делая более крутой кривую нагрузок.
Рациональной для каждого из этих климатических поясов будет лишь собственная принципиальная схема. То же самое справедливо и в отношении южных районов, где природа не вынуждает уменьшать длительность футбольного сезона. Оставим на время открытым вопрос, насколько целесообразна семимесячная норма там, где можно играть дольше. Но как согласовать кривую нагрузок схемы с условиями юга страны? Ведь эта кривая в пособии выражена в единой волне, с гребнем в самые жаркие месяцы. Это расчудесно в условиях лета умеренной климатической полосы. А на юге Украины и РСФСР и тем более в Закавказье и Средней Азии просто противопоказано. Там наиболее благоприятными для высших нагрузок будет конец весны и середина осени. Поэтому в самое жаркое время, по примеру многих южных стран, там нагрузки, наоборот, целесообразней понижать. Не лучше ли будет примерно такая кривая нагрузок в районах с жарким климатом:
В связи с этим возникает вопрос: как сочетать разные оптимальные периоды спортивной деятельности команд, участвующих в одних и тех же календарных играх? Очевидно, выход один—строго придерживаться установленной наукой оптимальной, недельной, периодизации игр, позволяющей и уравновесить соревновательные нагрузки и варьировать содержание и интенсивность тренировок в соответствии со своими, частными, условиями.
Советские футбольные команды давно перешли на круглогодичную тренировку. Хотя поступательное движение нашего футбола продолжает во многом зависеть от дальнейшего увеличения объема тренировок, но нельзя не видеть, что этот объем и сейчас достаточно велик. Во всяком случае он не уступает тому, что имеется в других ведущих футбольных державах, и непрерывно растет.

Так почему же наши лучшие команды, тренируясь не меньше своих основных соперников и тоже круглогодично, недостаточно наращивают мастерство, позже других входят в форму и раньше других ее теряют? Потому что у нас слишком велик перерыв между сезонами (5 месяцев) и слишком малы межигровые интервалы. В результате происходит глубокая потеря спортивной формы, на ежегодное восстановление которой растрачиваются основные усилия нашего футбола. А в сезоне короткие интервалы между играми создают добавочные трудности: во-первых, значительно понижается продуктивность тренировок; во-вторых, накапливается усталость, которая, естественно, приводит к преждевременной утрате игровой формы.
И тут сама собой напрашивается элементарная мысль. Для того чтобы легче восстанавливать спортивную форму, надо в возможно меньшей степени ее терять. Значит, следует лучшей организацией спортивного режима «оттеснить» усталость в конце сезона. В конце концов, если так необходимо иметь больше межсезонного времени для тренировок и отдыха там, где это допустимо, лучше дробить его на две части, с тем чтобы непрерывная продолжительность каждой не превышала 2,5 месяца.
Это не пустые домыслы, а наука жизни. На предсезонную подготовку в наших лучших командах сейчас уходит около половины всех тренировочных часов в году, и тем не менее эти команды в начале сезона неизменно выглядят слабее, чем их зарубежные соперники. И даже, например, в Грузии, где можно и в межсезонье тренироваться на поле. Выходит, во всех случаях одними тренировками невозможно сохранить и, тем более, восстановить спортивную форму. Здесь многое объясняется специфическими особенностями футбольной игры.
Есть виды спорта с заведомо известной двигательной структурой, позволяющей полностью заучивать ее на тренировках, с тем чтобы затем целостно воспроизводить на соревнованиях (легкая атлетика, поднимание тяжестей, гимнастика, плавание и т. д.). В футболе же — и не только, разумеется, в нем — навыки являются лишь элементами, которые в силу неповторимости ситуаций всегда по-разному и в разном выборе образуют мозаику целостно невоспроизводимой игры или ее эпизодов. Это даже не вариативность, в смысле большого диапазона того или иного навыка, а
способность выбора из них (многих и разных) наиболее соответствующего данной игровой ситуации и умение компоновать их.
Такая игровая способность выбора из имеющихся в распоряжении футболиста атлетических, тактических и технических средств приобретается и развивается в основном в игре и особенно в ответственных соревнованиях. Речь идет не о собственно двигательных навыках, а о способности творчески пользоваться ими, то есть о психическом факторе, больше всего подверженном влиянию свойственных соревнованиям возбуждений.

Образно говоря, в одних видах спорта спортсмен уподобляется танцовщику, которому предстоят выступления в заведомо известном танце под известную музыку. В других — ему как бы надо импровизировать под неожиданно возникающее «попурри» спортивной борьбы. И там и здесь нужны вдохновение и большая школа общей и специальной подготовки. Но в первом случае — прямой смысл, заучивая, больше готовиться без выступлений. Во втором же случае нужна игровая способность творчески применять навыки, а эта способность развивается преимущественно лишь в самих соревнованиях. Поэтому и соревнования, как это ни парадоксально звучит, сами становятся обязательным и важнейшим компонентом всесторонней спортивной подготовки.
Правда, эта способность отчасти развивается имитирующими спортивную борьбу средствами тренировки — игровыми упражнениями и двусторонними играми. Но они приносят ощутимую пользу тогда, когда образуют временные связи с соревнованиями. В длительном же отрыве от последних игровые способности в тренировках развиваются локально, так как переносу их из тренировочных условий в соревновательные препятствует тормозной барьер, образующийся на пороге присущих соревнованиям нервных напряжений. При отсутствии соревнований мозг спортсмена отвыкает проводить аналогии между тренировочными и соревновательными ситуациями. Следовательно, перерывы между сезонами не должны нами сознательно чересчур растягиваться.

После месячного отдыха нити временных связей еще сохраняются. Поэтому в первые 4—6 недель занятий без соревнований происходит всестороннее и
кипучее после отдыха восстановление спортивных качеств и навыков. Думается, в эту пору тренировочные возбуждения от игровых упражнений и двусторонних игр мобилизующе воздействуют на игровые способности. Дальнейшее же продление бессоревновательного периода нарушает гармонию подготовки. Практика учит, что в наши затяжные сроки предсезонной подготовки совершенствование прочих спортивных качеств у футболистов сопровождается угасанием главного — умения многосторонне и целесообразно пользоваться ими в игре, то есть потерей спортивной формы.
Опыт мирового футбола подсказывает, что наиболее оптимальной для гармонического развития всех спортивных качеств у футболистов является обстановка, сочетающая (в рациональной периодизации) тренировки с соревнованиями. Это значит, что следует удлинить сезон в рамках дозволенного здравым смыслом и условиями.

Однако против этого выдвигаются два принципиальных возражения. Первое: растянутые соревновательные периоды будут изматывать нервную систему футболистов. Второе: сократится подготовительный период, в котором главным образом решаются задачи оздоровления, всесторонней общей и специальной подготовки футболистов, расширения функциональных возможностей их организма.
Но, зарубежная практика тому свидетельство, не так страшен черт, как его малюют. Форсирует переутомление не длительный сезон, а нерациональная его организация. И особенно — слишком частые игры, препятствующие нормальному отдыху. Во всяком случае, при разрешении этого вопроса мы не должны упускать из виду, что имеем дело со специфическими нервными нагрузками, свойственными только соревнованиям. А отсюда явствует, что необходимая приспособляемость к таким нагрузкам не может развиваться нигде, кроме как на самих соревнованиях. При достаточных восстановительных компенсациях мы можем длительное время сохранять в футболистах нервную свежесть, соревновательный «аппетит».
Теперь, правильно ли, что из-за удлинения сезона соревнований сократится подготовительный период? Ничего подобного! Прежде всего надо уяснить себе, что границы подготовительного периода определяются не формальными признаками (от возобновления занятий в новом году до первых настоящих соревнований), а содержанием и целями учебно-тренировочного процесса.
Подготовительный период ставит задачу восстановления и совершенствования навыков и спортивных качеств футболиста. Однако мы уже знаем, что, если своевременно не вклинивать в подготовительный период соревнования, начинается обратный процесс—процесс утраты игроком спортивной формы. Кроме того, длительное отсутствие соревнований порождает психологическую боязнь их, которая вредно отражается на выступлениях футболистов и нелегко впоследствии преодолевается.

В общем, не подготовительный период сократится, а соревнования войдут в него необходимой составной частью. Более того, в целом этот период даже удлинится по сравнению с нынешним на полтора-два месяца.

Суть в том, что мы обязаны одновременно удлинить как соревновательный, так и подготовительный периоды. Причем одно не только не исключает другое, а, наоборот, предполагает. Целесообразность требует, чтобы соревновательный период входил «головой» в подготовительный, а «хвостом», подводя спортсмена понижением нагрузки к активному отдыху, в переходный период. Словом, периодизация годового цикла в оптимальных условиях примерно должна выглядеть так: подготовительный период— 4Уг—5 месяцев, основной — 5—57г месяцев, переходный — 2 месяца.
Кое-кто возражает против соревнований в подготовительном периоде. Говорят, что футболисты и их тренеры переключают свое внимание на соревнования, из-за чего сокращается объем тренировки. Но такие утверждения просто несерьезны. Разве только сплошные невежды в спорте способны с началом календарных встреч удариться в деляческие тренировки с целью одного только натаскивания к очередным играм. Зачем думать, будто наши тренеры не способны видеть дальше своего носа, будто они не умеют сочетать ближние и более дальние цели в тренировках, будто они не понимают, что другой дороги к настоящему успеху, кроме систематической общей и специальной подготовки, последовательно продолжающейся и в соревновательном периоде, нет и не будет!
А вот у спортивных нагрузок действительно имеются свои динамические пределы. На соревновательном этапе в самом деле несколько сокращаются тренировочные возможности. Ну что ж, вместо 6 дней в неделю для занятий остается 5. Как подтверждают исследования наших ученых, этого совершенно достаточно, чтобы успешно справиться со всеми тренировочными задачами. Тем более, если учесть не восполнимую никакими тренировками пользу от соревнований в футболе. Разумеется, эта польза весома лишь тогда, когда соревнования гармонически сочетаются с целевыми тренировочными занятиями.

Объем тренировок существенно страдает не от соревнований самих по себе, а только от их частоты. Когда соревнования, вместо одного раза в неделю, проводятся раз в шесть дней, суммарно тренировочное время приблизительно сократится на четверть. Когда же футболисты выступают в соревнованиях раз в пять дней, то тренировочное время убавляется наполовину. Вот где его действительные резервы! Правильная периодизация поможет значительно увеличить
объем тренировок и (это очень важно!) больше переместить их внутрь сезона, сочетая с соревнованиями.
А в этом отношении у нас явно неблагополучно. Я уж не говорю о практике. Даже футбольная теория рекомендует неоправданно неравномерное распределение тренировочных нагрузок в году. Так, пособие «Футбол» почти половину всего тренировочного времени планирует на первые 3 месяца года. Причем физическая подготовка в этом периоде занимает 45% всего времени, а дальше — в среднем лишь 17%. Однако всего на год впрок не напасешься. Тренировки на протяжении года должны распределяться более равномерно и всесторонне. Тут не лишне напомнить слова профессора А. Коробкова: «…Нельзя прекращать взаимодействие общеразвивающих и специальных упражнений в соревновательном периоде, так как это приводит к снижению функциональной активности спортсмена».
Итак, нужен растянутый сезон с оптимальными межигровыми интервалами для тренировок и отдыха, с более рациональным использованием подготовительного периода, с обязательным учетом климатических условий в тренировочном процессе, с тренировками, в том числе и общеразвивающими упражнениями внутри сезона. В свете всего этого следует пересмотреть нынешние взгляды на периодизацию футбольного года и динамику спортивных нагрузок.

Владимир МДИВАНИ, член научно-методического совета Федерации футбола Грузии
Тбилиси