Главная » теория и методика футбола » Периферическое зрение, столь важное для футболиста, можно и нужно развивать.

Периферическое зрение, столь важное для футболиста, можно и нужно развивать.

Об искусстве скрытной передачи в футболе

ХВАЛА забившему гол! Его поздравляют товарищи, возвращаясь к центру поля. Ему рукоплещет стадион. Виновник торжества жмет руки товарищам, а крепче всех тому, кто ловко, вовремя и точно выкатил мяч для завершающего удара. Такого футболиста с полным правом называют «соавтором» гола.
Искусство передачи — вот, пожалуй, один из основных критериев, определяющих степень мастерства футболиста. Будем ли мы говорить о мягком пасе, когда мяч плавно, словно расстилаясь, подходит к ногам партнера, будем ли обсуждать качество сильных передач на свободное место — бесспорно, что передача должна быть удобной для партнера, не затруднящей ему прием мяча и его обработку. Но все это довольно хорошо известно. Хочется обратить внимание на другую сторону дела.
Какой бы точной и своевременной ни была передача, она может не достигнуть цели, если игрок не смог скрыть от противника свое истинное намерение, то есть момент и место, куда он посылает мяч.

Периферическое зрение, столь важное для футболиста, можно и нужно развивать.

Скрытная передача приобретает в современном футболе особенно большое значение в связи с усилением обороны, где защитники умело сочетают зонную игру с индивидуальной опекой соперников. Неумение найти бреши в обороне приводило к тому, что во многих матчах прошлого сезона наблюдалось бесчисленное количество передач мяча поперек поля и назад. Такие передачи снижали остроту атак, замедляли их развитие, лишали действия нападающих целеустремленности, словом — делали матч скучным.

Это отнюдь не значит, что передачи мяча в сторону или назад не нужны вообще. Они необходимы для завязывания комбинаций. Ими можно пользоваться и для удерживания мяча. Иногда и такие передачи могут оказаться очень острыми, особенно в завершающий момент атаки, когда мяч посылается партнеру для удара по воротам.Однако наибольшего успеха достигает обычно команда, игроки которой, пользуясь продольными передачами, умеют до определенного момента скрывать от противника их настоящий адрес. Но такие, неожиданные для противника, передачи наблюдаются довольно редко. Почему?

Чтобы скрытно передать мяч партнеру, футболист должен хорошо ориентироваться на поле, то есть уметь видеть площадку во время игры, действия партнеров и соперников или, как принято говорить, быть «зрячим».
Нередко, сравнивая двух игроков, можно сказать: зрение у них одинаковое, а видят они по-разному. К сожалению, большинство футболистов следит не за игровой обстановкой, а главным образом за мячом. И так поступает игрок не только в том случае, когда сам владеет мячом, но и тогда, когда мяча у него нет.

Классные же футболисты обладают навыком, который позволяет им, не теряя контроля над мячом, обозревать площадку. Такая способность свойственна, главным образом, высокотехничным игрокам. Так, например, игрок, хорошо владеющий техникой ведения мяча, продвигаясь вперед, контролирует мяч периферическим зрением, как бы не глядя на него. Такой футболист способен передать мяч партнеру неожиданно для противника.
Если же игрок к тому же хорошо выполняет резаные удары или удар пяткой, его передача мяча может быть еще эффективней. Прежде чем применить, скажем, резаный удар, футболист имитирует обычный удар, при котором полет мяча более прост и понятен. А такая уловка — уже неожиданность!
Хорошие футболисты, готовясь принять мяч, успевают оглядеться. Поэтому они и передают мяч выгодно расположенному партнеру, не давая повода противнику догадаться о своих намерениях. Такому игроку это нетрудно сделать: он знает, где находится партнер и не смотрит туда, куда направляет мяч. Подобная маскировка вводит в заблуждение противника, который лишается возможности своевременно закрыть игрока, получающего скрытную пере, дачу.

Однако таких «зрячих» футболистов в наших командах пока, к сожалению, мало. Гораздо чаще игроки, принимая мяч, сопровождают его взглядом до собственной ноги. Так они поступают даже тогда, когда противник не в состоянии перехватить передачу, а мяч катится так медленно, что можно успеть оглядеться и повернуть обратно голову прежде, чем мяч приблизится к ногам. Может ли такой «слепой» футболист, не видящий ничего, кроме мяча, скрыть от противника свои намерения? Конечно, нет.

История нашего футбола знает немало больших мастеров, отличавшихся умелой ориентировкой на поле. Но, пожалуй, самым «зрячим» был в свое время Михаил Якушин, ныне старший тренер команды московского* «Динамо».
О Михее (Якушине) шла молва, будто у него и на спине есть глаза. И это было похоже на истину. Продвигаясь с мячом или готовясь его принять, Якушин успевал повернуть голову и посмотреть, что делается сзади.
Сам Якушин об этом рассказывает так:
— Играя в футбол или хоккей, я всегда стремился знать, что происходит вокруг меня. Это естественно вызывало необходимость оглядываться. Хорошо ориентироваться на поле мне также помогало развитое периферическое зрение. Мне удавалось, глядя в одну точку, видеть то, что было в стороне от нее.
Якушин в свое время серьезно увлекался жонглированием. Я поинтересовался, не считает ли он, что это занятие помогло ему развить периферическое зрение.
— Думаю, что здесь есть прямая связь,— ответил Якушин.— Чтобы не дать упасть на землю ни одному из теннисных мячей, которые я подбрасывал, надо было следить за каждым из них. Нужно было широко рассеивать зрение и успевать поворачивать голову из стороны в сторону.
Пример этот лишний раз подтверждает, что периферическое зрение, столь важное для футболиста, можно и нужно развивать.

Разумеется, не обязательно футболисту заниматься жонглированием несколькими предметами. В тренировку можно включать более простые упражнения. Многократное повторение таких упражнений расширяет диапазон зрения, приучает игрока поворачивать голову в момент действия с мячом или готовясь к его приему.

Лучше всего усваивает такие навыки футболист 14—15 лет. Предложите подростку, овладевшему остановкой и ведением мяча, выполнить эти технические приемы, постепенно уменьшая, так сказать, степень прикованности взгляда к мячу. После ряда тренировок выполнение этих приемов не только превратится в постоянный и прочный навык, но и станет непринужденным. Взрослым игрокам потребуется, конечно, больше времени и упорства, чтобы избавиться от укоренившейся привычки упираться взглядом в мяч, но и они могут приобрести такие навыки.
Навыки эти очень важны. Если на высокую скорость нападающих защитники отвечают той же скоростью, а на высокую технику — возрастающей из года в год способностью противодействовать ее выполнению, то найти средство, позволяющее предугадать скрытный замысел противника, очень трудно. Таким образом, фактор неожиданности (как оружие футболистов) может оказаться долговечнее любого другого средства, которыми игроки пользуются.
Круг высококлассных игроков безусловно будет значительно расширен, если тренеры начнут серьезно прививать молодым футболистам эти ценные навыки.
Методика подготовки «зрячих» футболистов, к сожалению, почти не освещена в учебной литературе. Ее нужно разработать. В первую очередь она должна стать достоянием игроков футбольных школ молодежи и юношеских команд коллективов физкультуры.

* * *

Рекомендую ряд простейших упражнений, которые, по моему мнению, способствуют повышению «зрячести» футболиста.
…Напротив и по сторонам упражняющего, на расстоянии 12—15 метров, находятся три партнера. У каждого из них мяч. Тренер, стоящий позади упражняющегося, рукой указывает, кто ударом ноги посылает мяч. Упражняющийся должен остановить этот мяч ногой или произвести удар с ходу. Так как игроку неизвестно, кто из партнеров направит ему мяч, он вынужден широко рассеивать зрение, используя повороты головы. Упражнение постепенно усложняется: увеличивается количество партнеров, уменьшается расстояние между ними и упражняющимся, увеличивается скорость полета мяча.
…Два игрока располагаются друг против друга на расстоянии 10—15 метров. У одного из них мяч. Ударом ногой он по земле или по воздуху посылает мяч партнеру. Тот должен остановить мяч ногой или выполнить удар с лета, предварительно сделав кивок головой влево, вправо, назад. После этого упражнение повторяется в обратном направлении. Партнеры все время меняются ролями. По мере усвоения упражнения следует постепенно уменьшать расстояние между партнерами и увеличивать скорость полета мяча.
…Игрок двигается с мячом. Впереди, держась все время на расстоянии 30—40 метров, находится тренер или партнер по команде. Он отводит в сторону то правую, то левую руку. Игрок, ведущий мяч, должен тут же реагировать на каждый сигнал: соответственно правой или левой ногой переступить через мяч, имитируя обманное движение. Ведущему мяч все время приходится смотреть вперед, чтобы видеть сигналы партнера, и он вынужден контролировать мяч периферическим зрением.
…Занимающийся становится лицом к стенке спортивного зала или к щиту специального забора на футбольном поле. Стоящий за его спиной партнер (или тренер) бросает мяч в разные точки стенки. Игрок должен поймать мяч руками, или остановить ногой, или просто коснуться его. Игроку приходится быстро поворачивать голову, рассеивая зрение на сравнительно широком пространстве стенки или щита.
…Впереди и позади упражняющегося стоят партнеры. Стоящий впереди ударом ногой направляет мяч по земле к упражняющемуся. Одновременно с ударом, партнер, стоящий позади, начинает движение вперед. Он выбегает из-за спины упражняющегося то с левой, то с правой стороны. Задача упражняющегося — успеть, пока катится мяч, оглянуться, определить направление движения партнера, повернуться и направить ему мяч, как только он выбежит из-за спины.
…Впереди упражняющегося на расстоянии 30—40 метров стоят рядом два партнера. Как только к ним начнет двигаться с мячом упражняющийся, они одновременно бегут в разные стороны — каждый к своему флажку, находящемуся сбоку примерно в 15 метрах. Ведущий мяч должен передать его тому, кто первым добежит до своего флажка.
Игровое зрение развивается, конечно, и в различных игровых упражнениях. Так, игра в квадрате, если ограничить количество касаний мяча одним-двум, побуждает игроков заранее и непрерывно определять, куда и кому направить возможную передачу.

Б. ЦИРИК, член Всесоюзного тренерского совета по футболу