Игра головой


Один из существенных недостатков наших футболистов — слабая техника игры головой. Обычно тренировка футболистов в игре головой сводится к простейшим упражнениям с мячом. К тому же разучиванию этих элементов! техники отводится очень мало времени. На деле получается так, что искусством игры головой футболисту приходится овладевать непосредственно в игровой обстановке. Отсюда длительный путь овладения ударами головой, примитивность в верховых передачах мяча, а подчас и стремление избегать игры головой.

Между тем нельзя овладеть мастерством в футболе без хорошего освоения техники игры головой. Эту технику следует разучивать и постоянно совершенствовать в тренировках.

Предлагаю ряд упражнений, пригодных как для обучения начинающих футболистов, так и для тренировки более квалифицированных игроков.

Сначала упражнения разучиваются без прыжка. Лишь на последующих занятиях, когда игроки в достаточной мере овладеют техникой удара и приобретут прочный навык, необходимо переходить к освоению элементов техники ударов головой в прыжке.
Встречая верховой мяч, игрок занимает следующее исходное положение: ноги поставлены на ширине плеч и слегка согнуты в коленях, туловище немного отклонено назад, мышцы не напряжены. В момент соприкосновения с мячом игрок выпрямляет стоящую сзади опорную ногу, тело резко подает вперед-вверх, руки несколько приподнимает вверх или в стороны. Во время приема мяча мышцы тела, особенно шеи, напряжены. Удар производится лбом в. тот момент, когда туловище и голова футболиста пройдут фронтальную плоскость.

Игрок, как правило, устремляется навстречу мячу или, в зависимости от игровой обстановки, несколько отходит назад, или отклоняет тело в сторону. Если мяч надо послать выше, тогда удар следует наносить в его нижнюю часть. И наоборот, если мяч необходимо послать вниз, удар производится в его верхнюю часть. Если же мяч требуется послать дальше, местом удара должна быть центральная часть мяча.
Упражнение 1. Игроки образуют круг, в середину которого становится тренер. Он поочередно бросает мяч каждому спортсмену.
Начиная это упражнение, тренер располагается на самом близком расстоянии от игроков. Постепенно это расстояние следует увеличивать. Выполняя упражнение, игроки приучаются правильно бить по мячу, посылать его в заданном направлении.
Тренер обращает основное внимание на то, чтобы упражняющиеся игроки правильно координировали движения, а при ударах по мячу головой излишне не напрягали и в то же время не расслабляли мышц шеи.
В ходе упражнения выявляется игрок, выполняющий движение лучше других. Тренер ставит этого игрока в центр круга, откуда он головой направляет мяч другим игрокам.
Однако не следует излишне долго держать игрока в центре круга. По мере того как другие игроки научатся правильно выполнять движения, необходимо поочередно ставить их в центр круга. Это повышает интерес к упражнению и стимулирует стремление футболистов не делать ошибок.

Упражнение 2. Выполняется также в кругу. Один из игроков — в центре. Тренер бросает ему мяч и тотчас же указывает, кому именно из игроков следует направить этот мяч ударом головы. Игрок старается направлять мяч по назначению. Так вырабатывается внимание и быстрота реакции.

Упражнение 3. Игроки становятся по двое в 2—3 метрах друг от друга. Они передают мяч головой один другому. Когда игроки научатся четко контролировать мяч и смогут проделывать по воздуху 20—30 передач, следует усложнить упражнение. Рекомендуется устраивать соревнование — какая пара игроков дольше продержит мяч в воздухе?

Упражнение 4. Игроки тренируются парами. Каждый находится в круге диаметром 2 метра. Расстояние между кругами 3—4 метра. Спортсмены перебрасываются мячом, посылая его ударами головы. Когда они, не выходя из круга, смогут осуществлять 50 и больше передач подряд, можно будет считать, что они овладели упражнением. Если же игроки вынуждены выходить из круга, чтобы удержать мяч в воздухе, то на очередном занятии следует упражнение повторить. Игрокам, которые хорошо справляются с этим заданием, рекомендуется усложнять урок — постепенно увеличивать расстояние передач, отодвигая круги, но сохраняя прежним их диаметр.

Игра головой

Упражнение 5. Три игрока образуют треугольник (схема 1). Основной игрок 1 передает мяч головой попеременно то игроку 2 (слева), то игроку 3 (справа), находящимся от него в 4—5 метрах. Игроки 2 и 3 возвращают мяч ударом головы только игроку 1.
Во время ударов по мячу игроки 2 и 3 постепенно передвигаются по площадке так, что в конечном положении становятся почти на одну линию с игроком 1, который оказывается в центре этой линии. Они вынуждают игрока 1 все больше и больше поворачиваться то влево, то вправо. Через некоторое время игроки меняются местами и повторяют упражнение.

Упражнение 6. Четыре игрока образуют квадрат, встав на расстоянии 6—8 метров друг от друга. Пятый игрок располагается в середине этого квадрата. Он головой передает мяч своим партнерам, которые сразу же направляют этот мяч обратно (также ударами головы).
После усвоения этих упражнений нужно переходить к разучиванию удара по мячу в прыжке. Чтобы успешно осуществлять такие удары, игрок должен уметь высоко прыгать, хорошо видеть мяч, правильно его принимать и направлять точно, по адресу.
Упражнения в ударах головой в прыжке гораздо сложнее. Они требуют значительно большего внимания и труда. Тренироваться можно индивидуально, парами и группами. Чем меньше группа, тем эффективнее занятия.

Упражнение 7. Прыжки с имитацией удара головой. Игроки бегут по кругу. Когда они бегут влево, прыжок выполняется толчком правой ноги. Если же игроки бегут вправо,— толчком левой ноги. Бедро маховой ноги поднимается как можно выше, голень и бедро образуют прямой угол. В прыжке ноги, выпрямляясь, сближаются. Игрок как бы повисает в воздухе и, находясь в наивысшей точке полета, имитирует удар головой.
Во время бега и прыжка руки расслаблены. Прыжок делают вверх, приземляются мягко на носки, поближе к месту толчка. После этого продолжают двигаться вперед.
Это же упражнение можно выполнять в беге «змейкой», попеременно отталкиваясь то правой, то левой ногой.

Игра головой

В этих упражнениях игроки часто допускают ошибки: они больше бегают, чем прыгают; в прыжке слишком отклоняются назад или вперед; рывок и толчок делают вяло, не энергично; не поднимают маховой ноги как можно выше и не образуют прямого угла между бедром и голенью; теряют равновесие до или после приземления; в наивысшей точке прыжка не успевают имитировать удар головой.
Тренер, заметив подобную ошибку, обязан остановить игрока и указать ему, в чем его промах. Иногда, чтобы устранить отдельные недостатки, приходится специально разучивать детали упражнения. Нужно, например, следить, чтобы руки игрока были расслаблены, толчок производился энергично и вверх, туловище в момент удара резко направлялось вперед.
После того, как упражнение будет усвоено, надо усложнить его. Предложить, например, игрокам Поворачивать тело в прыжке влево и вправо на 45—90°.
Игроки выстраиваются в две шеренги, удаленные одна от другой на 10—12 метров. Между шеренгами наносится центровая линия. По сигналу тренера игроки бегут навстречу друг другу. Подбегая к линии, они делают толчок вверх, стараясь прыгнуть как можно выше. В повторном забеге тренер предлагает игрокам делать толчок другой ногой. Это упражнение приучает игрока к встрече с противником в борьбе за верховой мяч.
Когда тренер убедится, что игроки легко выполняют прыжки с имитацией удара, следует перейти к упражнениям с мячом. Тренер подбрасывает мяч навстречу игроку, проверяя, правильно ли этот игрок выполняет толчок и удар.
Упражнение 9. Игроки разбиваются на группы по три человека. Двое в каждой группе становятся друг против друга на расстоянии 10—12 метров. Третий игрок, находясь посередине, подбрасывает мяч высоко вверх и отбегает в сторону. Его партнеры стараются овладеть мячом в воздухе. В ходе тренировки игроки меняются ролями.

* * *

Чтобы лучше усвоить удары головой, следует проделывать комбинированные упражнения, приближенные к игровой обстановке.
Упражнение 10 (комбинированное). Выполняется с подвешенными на стойках мячами (можно и с подбрасыванием мяча). Игроки разделяются на две группы и располагаются, как показано на схеме 2.
Игрок 2 передает мяч ногой игроку 7, затем бежит к подвешенному мячу и в прыжке производит по нему удар головой. После этого он перебегает в другую группу.
В это время игрок 7, не задерживая мяча, направляет его игроку 3 и выполняет удар головой по мячу, подвешенному на противоположной стойке. Таким образом, упражнение идет потоком.
Надо периодически менять направление бега, производить передачи мяча правой, затем левой ногой, в прыжках, отталкиваться также сначала одной, а потом другой ногой.
Это же упражнение можно выполнять и с ведением мяча.
Большую пользу принесут игрокам индивидуальные задания. Дополнительно упражняясь (вне групповых занятий), игрок быстрее и прочнее овладевает навыками игры головой.
Быстрота и резкий толчок — необходимые условия правильного удара головой в прыжке. Но нельзя забывать и о точности. Поэтому, научившись правильно принимать мяч без прыжка и в прыжке, надо кропотливо отрабатывать удар, обеспечивающий наибольшую точность полета мяча.
В зависимости от игровой обстановки удар наносится в различные части мяча.
Принимая, например, угловую подачу, целесообразнее ударять в верхнюю часть мяча (опускать).
Иногда производят удар в боковую часть мяча. В этом случае мяч полетит по кривой.
Но вот игрок находится лицом к своим воротам. В таком положении лучше всего отбивать мяч от ворот боковой частью головы, с одновременным поворотом туловища.
Удары затылком не рекомендуются — они неточны и рискованны. Непосредственно перед ударом игрок не видит партнера, а поэтому ему очень трудно точно направить мяч по адресу.

Существует ошибочное мнение, что хорошо играть головой в состоянии только футболисты высокого роста. Это, конечно, неверно. Возьмем, к примеру, заслуженного мастера спорта Петра Дементьева. Несмотря на небольшой рост, он виртуозно владея ударами головой и добивался преимущества в борьбе за верховые мячи.

Такое мастерство достигается длительной, настойчивой и систематической тренировкой. И надо, чтобы в тренировках футболистов искусству играть головой отводилось достаточное время и внимание.

Ф. ГЛАССЕР, старший тренер футбольной команды «Спартак» (Фрунзе)