Главная » Футбол в СССР 1957 » КОМАНДЫ-БЛИЗНЕЦЫ

КОМАНДЫ-БЛИЗНЕЦЫ

КОМАНДЫ-БЛИЗНЕЦЫ

Любая работа приятна лишь в том случае, если она доставляет удовлетворение, Но сами посудите, какое удовлетворение может получить радиокомментатор от вялого, малосодержательного матча? Прямо скажем, вести репортаж о таком матче невесело.

Какие, на мой взгляд, наиболее характерные недостатки в игре наших классных команд?

Один из самых существенных— то, что наши футболисты, умея играть на середине поля, становятся беспомощными, приблизившись к штрафной площади. Цель игры в футбол — забить мяч. И всякие «кружева» на середине поля становятся пустым украшательством, если их не увенчаешь решительным штурмом ворот.

Лет десять назад, когда я еще не выступал у микрофона, меня как зрителя всегда радовали Федотов, Бобров, Сергей Соловьев. И нельзя было не радоваться, видя, как они, взламывая оборону соперников, мужественно врывались на штрафную площадь. Весь стадион замирал в предчувствии, что сейчас произойдет нечто великолепное. Пусть даже не забивалось гола, но острая, волнующая ситуация надолго врезалась з память. А сейчас при виде игры некоторых нападающих (нападающие — слово-то какое!) возникает мысль, что они, получив мяч, только и думают как бы от него избавиться.

Конечно, сравнивая футбол первых послевоенных лет с нынешним, надо признать, что сегодня игроки успешнее усваивают разнообразные технические приемы. Это хорошо. Но плохо то, что обогащение техникой пока идет у нас за счет снижения скорости и, во всяком случае, ослабления напора. А ведь футбол— мужественная игра, спорт смелых. Именно темп, напор, воля к победе должны быть характерной чертой нашей школы футбола. Если к этим ценнейшим качествам добавить высокое техническое умение, можно уверенно смотреть в будущее. А ближайшее будущее — это борьба за первенство мира 1958 года.

Еще одно замечание. Порой трудно отличить по стилю одну команду от другой. Многим ли отличается команда ЦСК МО от ленинградского «Зенита» или «Торпедо» от «Шахтера»? Где их творческая индивидуальность? Почему так мало смелых дерзаний, оригинальных тактических новинок?

Мне, как актеру, невольно приходит на ум параллель с театром. Система Станиславского — замечательная творческая система, но она отнюдь не означает, что театры должны быть похожи один на другой, как близнецы. В футболе же замечается тенденция применять везде одну, пусть даже совершенную, систему, мало считаясь с индивидуальными особенностями спортсменов.

И здесь можно провести некоторую аналогию с театром. На сцене успех спектаклю создает крепкий ансамбль актеров, обладающих яркой индивидуальностью. Вот так и в футболе — дружная игра ансамбля должна основываться на полном выявлении личных качеств каждого игрока.

Николай ОЗЕРОВ, радиокомментатор